Противодействие обороту фальсифицированной пожарно-технической продукции и услуг

15 ноября 2018 года в Москве в Академии Государственной противопожарной службы МЧС России прошло Всероссийское совещание органов законодательной и исполнительной власти, предприятий и организаций, осуществляющих свою деятельность в пожарно-спасательной отрасли по теме: «СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДСТВА ПОЖАРНО-СПАСАТЕЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ И УСЛУГ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (Программа Совещания).

 

На совещании с докладом на тему «Противодействие обороту фальсифицированной пожарно-технической продукции и услуг» выступил Кривошонок В.В., председатель Совета СРО Союз организаций «Автоматизированные системы безопасности», генерал-майор внутренней службы в отставке, к.т.н.

 

В докладе отмечено, что в своей деятельности члены Союза столкнулись с массовыми случаями применения на объектах защиты технических средств пожарной автоматики, не отвечающих требованиям Технического регламента о требованиях пожарной безопасности (Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ).

 

Все это создает реальную угрозу жизни или здоровью людей, уничтожения и повреждения имущества при пожарах.

 

Применение и эксплуатация пожарно-технической продукции в целом, и технических средств пожарной автоматики, в частности, не отвечающих требованиям Технического регламента, напрямую связано с умышленным неисполнением федерального законодательства не только в сфере технического регулирования, но и в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

 

Взаимосвязь между этими, совершенно, на первый взгляд, различными областями - закупка продукции и услуг и подтверждение соответствия этой продукции и услуг обязательным требованиям, очевидна.

 

Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предполагает, что:

 

  • основным способом определения поставщика (подрядчика, исполнителя) является аукцион (аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), при котором победителем признается участник закупки, предложивший наименьшую цену контракта, а – не лучшие условия исполнения контракта;
  • заказчик можно закупать любые товары (работы, услуги) у единственного выбранного им поставщика на сумму не более 100 тыс. руб. по одному контракту.

Чтобы стать единственным поставщиком или победителем аукциона, организации либо заключают коррупционные соглашения с заказчиком, определяя процент «отката» от стоимости контракта, либо начинают снижать цену государственного (муниципального) контракта. Снижение цены контракта происходит не только за счет снижения стоимости работ (услуг), но и за счет более низкой стоимости пожарно-технической продукции, предлагаемой к поставке в рамках контракта.

 

Соответственно спрос на пожарно-техническую продукцию, имеющую более низкую стоимость, растет в геометрической прогрессии. 

 

Недобросовестный производитель снижает стоимость производимой продукции не за счет повышения производительности труда, внедрения современных технологий и т.п., а за счет выпуска продукции, не отвечающей требованиям Технического регламента, на которую он покупает  подложный (левый) сертификат соответствия, не неся при этом никакой ответственности.    

 

Доказать факт того, что производитель пожарно-технической продукции договорился с органом по сертификации на изготовление заведомо подложного (левого) сертификата, что образует состав преступления, предусмотренного статьей 238 «Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности» УК РФ, практически невозможно, в силу того, что Федеральный закон от 28.12.2013 № 412 «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» фактически разрушил фундаментальные принципы технического регулирования и основы подтверждения продукции, работ (услуг) требованиям технических регламентов, документов по стандартизации, заложенные в Федеральном законе от 27.12.2002г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», перевел процессы декларирования продукции, работ (услуг) на  коммерческую основу.

 

В докладе был предложен ряд мер, направленных на борьбу с подложными «левыми» сертификатами», часть из которых был включена в Резолюцию Всероссийского совещания.

 

Так, участниками Всероссийского совещания было рекомендовано Федеральному собранию РФ, Правительству РФ и МЧС России:

 

  • Внести дополнения (изменения) в Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» и в Федеральный закон от 26.06.2015 № 162 «О стандартизации», установив, что техническое регулирование в области обеспечения пожарной безопасности устанавливается исключительно Федеральным законом от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», а все документы по стандартизации в отношении пожарно-технической продукции, необходимых для применения и исполнения Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», имеют статус документов обязательного применения.
  • Федеральным законом от 28.12.2013 № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» закрепить, что порядок аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по оценке (подтверждению) соответствия в отношении объектов защиты (продукции) требованиям пожарной безопасности устанавливается Правительством Российской Федерации, которое утверждает Правила аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия объектов защиты (продукции) требованиям пожарной безопасности.
  • Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Положением о федеральном государственном пожарном надзоре, административными регламентами МЧС России возложить на органы государственного пожарного надзора обязанности по проведению контроля за сертифицированной пожарно-технической продукцией при проведении мероприятий по контролю за соблюдением требований пожарной безопасности на объектах защиты, одновременно наделив указанные органы правами по отзыву пожарно-технической продукции, имеющей подложные (левые) сертификаты, с рынка, а также привлечению производителей пожарно-технической продукции к административной ответственности по статье 14.44 «Недостоверное декларирование соответствия продукции» КоАП РФ.
  • Внести дополнения в ст. 14.47 «Нарушение правил выполнения работ по сертификации» КоАП РФ предусмотрев, помимо административного штрафа, возможность приостановления или отмены действия сертификата, выданного с нарушением требований законодательства.
  • Внести изменения в Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предусмотрев запрет на закупки товара, работы или услуги в области обеспечения пожарной безопасности на сумму, не превышающую ста тысяч рублей, у единственного поставщика, без проведения конкурсных процедур, а также на определение поставщика (подрядчика, исполнителя), путем проведения аукциона (аукциона в электронной форме, закрытого аукциона) на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в области обеспечения пожарной безопасности.

С тезисами доклада можно ознакомиться в журнале «Пульс пожарной безопасности» (спецвыпуск, ноябрь 2018г) и в журнале «Вестник пожарно-спасательной отрасли» (№ 255, 15\11\2018)