Победа в суде против Ленинградского УФАС России

Дело № А56-112540/2017

 

16 марта 2018г. Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области признал  недействительным предупреждение Ленинградского УФАС России  от 20.11.2017г. № Пд/02/4 «О прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства», вынесенное в отношении ООО «Служба Мониторинга - Ленинградская область».

 

Обстоятельства дела: ООО «Служба Мониторинга – Ленинградская область» обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным предупреждения УФАС по Ленинградской области от 20.11.2017г. № Пд/02/4. Определением суда от 22.12.2017г. к участию в деле привлечено в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора ООО «Проектмонтаж».

 

В соответствии с условиями договора, заключенного с  ФГКУ «26 отряд ФПС по Ленинградской области» на осуществление эксплуатационно-технического обслуживания программно-аппаратного комплекса (ПАК) «Стрелец-Мониторинг», установленного на пункте связи 52 ПЧ ФГКУ «26 ОФПС», ООО «Служба Мониторинга – Ленинградская область» подготовило информацию в письменном виде (39 писем) в адрес руководителей объектов защиты Выборгского муниципального района Ленинградской области о состоянии  системы автоматической пожарной сигнализации (АПС) и системы автоматической передачи извещений о пожаре на пульт подразделения пожарной охраны объекта защиты.

 

В данных письмах ООО «Служба Мониторинга – Ленинградская область»  проинформировало руководителей объектов защиты Выборгского муниципального района Ленинградской области, что на указанных  объектах зафиксированы неоднократные сбои в прохождении сигналов от автоматической пожарной сигнализации, в частности выявлены многократные факты потери связи, а также – неисправности основного питания, что является грубым нарушением (неисполнением) требований ч.7 ст.83 Федерального Закона №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008г.

 

ООО «Служба Мониторинга – Ленинградская область»  также в письмах высказало мнение, что причиной неработоспособности указанных средств автоматической противопожарной защиты «является несвоевременное и некачественное техническое обслуживание систем АПС, каналообразующего оборудования и антенно-фидерных устройств обслуживающей организацией, а также – различного рода неисправностями элементов систем, установленных на объекте».

 

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области поступило обращение генерального директора ООО «Проектмонтаж»  о наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях ООО «Служба Мониторинга – Ленинградская область».

 

В заявлении указывалось на недобросовестные действия ООО «Служба Мониторинга – Ленинградская область», выразившиеся в распространении недостоверной информации о деятельности ООО «Проектмонтаж», посредством направления писем и совершения телефонных звонков в адрес клиентов третьего лица. Данные письма содержали сведения о невыполнении или некачественном выполнении услуг технического обслуживания охранно-пожарного оборудования, о неквалифицированном персонале, которая была доведена до потенциальных потребителей  работ/услуг ООО «Проектмонтаж».

 

В результате рассмотрения заявления Ленинградским  УФАС России в действиях ООО «Служба Мониторинга – Ленинградская область» были выявлены признаки нарушения пункта 1 статьи 14.1 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в распространении генеральным директором ООО «Служба Мониторинга – Ленинградская область» в письмах  ложных сведений о том, что:

 

- ООО «Проектмонтаж»  не обладает достаточным техническим и кадровым потенциалом для осуществления  деятельности по техническому обслуживанию  средств автоматической противопожарной защиты;

- ООО «Проектмонтаж» оказывает услуги, не соответствующие требованиям законодательных и нормативных актов в области пожарной безопасности.

 

Действия ООО «Служба Мониторинга – Ленинградская область» привели к расторжению договоров с ООО «Проектмонтаж»  восемью клиентами, что привело к убыткам в виде упущенной выгоды в размере 758 138 рублей, а также нанесли ущерб деловой репутации третьего лица.

 

На основании изложенного Ленинградским  УФАС России ООО «Служба Мониторинга – Ленинградская область» выдано предупреждение об  опровержении ложных, искаженных сведений, порочащих деловую репутацию ООО «Проектмонтаж», а именно о необходимости отозвать письма, направленные в адрес учреждений и компаний Выборгского муниципального района, являющихся клиентами ООО «Проектмонтаж».

 

Не согласившись с вышеуказанным предупреждением антимонопольного органа общество обратилось в суд с настоящим заявлением.

 

Суд удовлетворил заявление ООО «Служба Мониторинга – Ленинградская область».

 

Признавая решение Ленинградского  УФАС России недействительным, суд указал:

«…антимонопольным органом не доказано в действиях заявителя наличие признаков совершения акта недобросовестной конкуренции, так как не установлено наличие самого факта распространения заявителем недостоверных (ложных) сведений об ООО «Проектмонтаж» в смысле распространения, которое придается антимонопольным законодательством, так как антимонопольный орган не оценил довод заявителя о том, что фактически им выполнялось отдельное поручение государственного органа, осуществляющего деятельность в области предупреждения чрезвычайных ситуаций и пожаров (ФГКУ «26 отряд ФПС по Ленинградской области») в части подготовки информации о состоянии систем автоматической противопожарной защиты на социально-значимых объектах муниципального района. Антимонопольным органом не представлено доказательств, подтверждающих, что заявитель, стремясь получить конкурентные преимущества по сравнению с третьим лицом, самостоятельно распространил ложную информацию о нахождении систем автоматической противопожарной защиты на социально-значимых объектах муниципального района в неработоспособном состоянии, подготовка соответствующих писем для руководителей объектов защиты не подтверждает факт доведения до сведения руководителей объектов защиты ложной информации, при этом антимонопольный орган документы, представленные заявителем, в том числе акты проверок, проводимых ФГКУ «26 отряд ФПС по Ленинградской области», подтверждающие факты неработоспособности систем автоматической противопожарной защиты на социально-значимых объектах муниципального района, обслуживаемых ООО «Проектмонтаж», не исследовал. Следовательно, факт распространения заявителем ложной информации в отношении деятельности ООО «Проектмонтаж» антимонопольный орган не установил, не доказал признаки совершения заявителем акта недобросовестной конкуренции.

 

Сама по себе критика деятельности третьего лица не свидетельствует о порочащем характере таких сведений, в представленных в материалы дела письмах Заявителя не использованы оскорбительные, грубые или несдержанные выражения.

 

Арбитражный суд также принимает во внимание, что письма заявителя, фигурирующие по делу, затрагивали важный аспект обеспечения пожарной безопасности на социально-значимых муниципальных учреждениях и потому поднимали серьезные вопросы общественного значения, которые трактуются как неисполнение организацией, осуществляющей техническое обслуживание систем автоматической противопожарной защиты, своих обязательств перед социально-значимыми муниципальными учреждениями.

 

При этом освещение случившегося Заявителем в его письмах основывалось на достоверных данных, а именно, на Протоколах проведения внеплановых проверок, информации из базы данных программно-аппаратного комплекса «Стрелец-Мониторинг» (выписки представлены в материалы дела) и осуществлялось с целью принятия мер по обеспечению пожарной безопасности в указанных учреждениях в соответствии с пунктами 3.1.6, 3.1.7, 3.1.9, 3.2.2 Договора №3-26/О-2017 от 28.11.2016, заключенного Заявителем с ФГКУ «26 отряд ФПС по Ленинградской области».

 

Арбитражный суд полагает, что само по себе привлечение ФГКУ «26 отряд ФПС по Ленинградской области» Общества в целях осуществления технического мониторинга, в том числе для подготовки информации о состоянии систем автоматической противопожарной защиты на социально-значимых объектах муниципального района, не является нарушением действующего антимонопольного законодательства, не содержит в себе признаки недобросовестного поведения, при этом привлечение Общества как специалиста для подготовки указанной информации, носит объективный характер. В то же время установление причин, по которым не обеспечивается работоспособность систем автоматической противопожарной защиты на социально-значимых объектах муниципального района, всегда является частным мнением конкретного лица (лиц), профессионализм и компетентность которого (которых) или их отсутствие (профессионализма и компетентности), включая полноту и правильность исполнения данного требования ФГКУ «26 отряд ФПС по Ленинградской области» также имеют субъективный характер и не свидетельствуют об акте недобросовестной конкуренции по отношению к лицам, указанным в таком информационном материале.

 

С учетом установленных обстоятельств и имеющихся в материалах дела доказательств, учитывая, что ложность и искаженность сведений в отношении ООО «Проектмонтаж» Ленинградским УФАС России не устанавливалась, неработоспособность систем автоматической противопожарной защиты на объектах, обслуживаемых ООО «Проектмонтаж», документально подтверждена представленными в дело протоколами проведения внеплановых проверок, выписками из базы данных программно-аппаратного комплекса «Стрелец-Мониторинг», а факты, изложенные в письмах, о неработоспособности системы автоматической противопожарной защиты на объектах, обслуживаемых ООО «Проектмонтаж» не опровергнуты, признаки нарушения статьи 14.1 Закона о защите конкуренции в действиях Заявителю отсутствуют.

 

При этом представленный в материалы дела третьим лицом Акт проверки от 23.01.2017 не опровергает информацию о наличии нарушений в периоды, зафиксированные в протоколах проведения внеплановых проверок, выписках из базы данных программно-аппаратного комплекса «Стрелец-Мониторинг»».