Победа в суде против Челябинского УФАС России

Дело № А76-8279/2016

 

19.04.2018г. Верховный Суд Российской Федерации отказал в передаче кассационной жалобы Челябинского УФАС России для рассмотрения в Судебной коллегии Верховного Суда РФ.

 

Обстоятельства  дела:  ООО «Рубеж» обратилось с заявлением в Челябинское УФАС России на нарушение Главным управлением МЧС России по Челябинской  области и  обществом ИТЦ «СпецМонтаж»  Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 №135-ФЗ (далее – Закон о защите конкуренции),  которое выразилось в одностороннем расторжении договора, заключенного с ООО «Рубеж», о передаче в благотворительных целях специализированного  пожарно-технического оборудования ПАК «Стрелец-Мониторинг», предназначенного для приема сигналов в автоматическом режиме от объектов защиты.

 

По заявлению ООО «Рубеж» Управлением возбуждено дело № 37-07/15 по признакам нарушения Главным управлением МЧС России по Челябинской  области, обществом ИТЦ «СпецМонтаж» и ООО «Рубеж» частей 1 и 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

 

По результатам рассмотрения  дела № 37-07/15 комиссией Управления принято решение от 11.03.2016, в соответствии с которым Главное управление МЧС России по Челябинской  области, заключившее договоры  с ООО «Рубеж»  и   с ООО ИТЦ «СпецМонтаж»  об установке в отрядах ФПС МЧС России оборудования ПАК «Стрелец-Мониторинг», без проведения публичных торгов, предусмотренных федеральным законом от 05.04.2013г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе), признаны нарушившими часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции. Управление обязало Главное управление МЧС России по Челябинской области расторгнуть договоры с ООО ИТЦ «СпецМонтаж»; проинформировать объекты защиты, системы пожарной сигнализации которых подключены к ПАК «Стрелец-Мониторинг», о расторжении договоров  с ООО ИТЦ «СпецМонтаж».

 

Свое решение Челябинское УФАС России мотивировало тем, что:

 

- Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» не установлено, что он не распространяет свое действие на отношения в области обеспечения пожарной безопасности. Соответственно, на отношения, связанные с обращением ПАК «Стрелец-Мониторинг», распространяются положения Закона о защите конкуренции.

- Предоставление безвозмездной помощи противопожарной службе МЧС России в рамках благотворительности в виде безвозмездной передачи в пользование ПАК «Стрелец-Мониторинг» и безвозмездного оказания услуг по его установке, пусконаладочным работам, техническому обслуживанию не допускается без проведения конкурсных процедур, предусмотренных законодательством о контрактной системе в сфере закупок.

 

Действующим законодательством не предусмотрена обязанность владельцев объектов защиты обеспечивать дублирование сигналов о возникновении пожара исключительно в подразделения федеральной противопожарной службы. Следовательно, объекты защиты самостоятельно осуществляют выбор вида пожарной охраны, в который будет осуществляться дублирование сигналов о возникновении пожара.

 

Признавая недействительным решение Челябинского УФАС России, суды  указали:

 

- Определение порядка эксплуатации ПАК "Стрелец-Мониторинг", в том числе и порядка вывода сигналов о пожаре с объектов защиты на пультовое оборудование ПАК "Стрелец-Мониторинг", установленное в подразделениях ФПС МЧС России, находится в прямой компетенции территориального органа МЧС России и осуществляется им в соответствии с действующим законодательством в области обеспечения пожарной безопасности и разработанными в соответствии с ним ведомственными нормативными актами. Указанная деятельность территориального органа МЧС России осуществляется исключительно в целях защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожаров, не имеет экономического и конкурентного характера, а потому положения Закона о защите конкуренции на нее не распространяются.

 

- Имевшее место в данном случае предоставление безвозмездной помощи противопожарной службе МЧС России в рамках благотворительности в виде безвозмездной передачи в пользование ПАК "Стрелец-Мониторинг" и безвозмездного оказания услуг по его установке, пуско-наладочным работам, техническому обслуживанию (на основании заключенных с ООО "Рубеж" и ООО ИТЦ "СпецМонтаж" договоров) допускается без проведения конкурсных процедур, предусмотренных законодательством о контрактной системе в сфере закупок (предоставление имущества и оказание услуг на безвозмездной основе не является закупкой товара по смыслу Закона о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд).

 

- Требование Челябинского УФАС России  о расторжении договора  противоречит п. 3 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции, не наделяющему антимонопольный орган полномочиями на выдачу предписаний подобного рода (требование о расторжении договора антимонопольным органом может быть предъявлено только в судебном порядке в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции).

 

- Антимонопольный орган указывает, что закон не предусматривает обязанность владельцев объектов защиты обеспечивать дублирование сигналов о пожаре исключительно в подразделения противопожарной службы.

 

Пунктом 2.1 Порядка тушения пожаров подразделениями пожарной охраны, утвержденного Приказом МЧС России от 31.01.2011 №156, установлено, что действия подразделений по тушению пожара и проведению аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров, начинаются с момента получения сообщения о пожаре и считаются законченными по возвращении сил и средств на место постоянного расположения. Действия подразделений по тушению пожара и проведению аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров, включают в себя следующий первоначальный этап: прием и обработка сообщения о пожаре (вызове).

 

Диспетчер гарнизона пожарной охраны обязан осуществлять прием и отработку сообщений о пожаре (вызове) по телефонным линиям связи или другим способом (пункт 2.7 Порядка организации службы в подразделениях пожарной охраны, утвержденного приказом МЧС России от 05.04.2011 № 167).

В целях материально-технического обеспечения технологической схемы передачи извещения о пожаре разработан ПАК «Стрелец-Мониторинг», принятый на снабжение в системе МЧС России Приказом МЧС России от 28.12.2009 №743.

 

Для обеспечения функционирования ПАК «Стрелец-Мониторинг» Министерством обороны России МЧС России выделен радиочастотный канал связи, который относится к сетям связи специального назначения, обеспечивающим, государственную безопасность (статья 16 Федерального закона «О связи»)».

 

Примечание: Согласно Приказу МЧС России  от 16 октября 2017 г. N 444 «Об утверждении боевого устава подразделений пожарной охраны, определяющего порядок организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ»:

 

8. Боевые действия по тушению пожаров начинаются с момента получения сообщения о пожаре и считаются законченными с момента восстановления боеготовности подразделения пожарной охраны к тушению пожара и проведению АСР.

 

10. Боевые действия по тушению пожаров включают следующие этапы:

 

а) боевые действия по тушению пожаров, проводимые до прибытия к месту пожара:

прием и обработка сообщения о пожаре;

выезд и следование к месту пожара…

 

16.  Прием и обработка сообщения о пожаре осуществляются диспетчером (должностным лицом, на которого возложены функции по приему и обработке сообщения о пожаре) центрального пункта пожарной связи территориального, местного гарнизона, подразделения пожарной охраны, единой дежурно-диспетчерской службы муниципальных образований, и включают в себя:

 

…принятие решения о направлении к месту пожара сил и средств, предусмотренных расписанием выезда сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов для тушения пожаров и проведения АСР (планом привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов для тушения пожаров и проведения АСР).

 

19. Выезд подразделений пожарной охраны для проведения боевых действий по тушению пожаров осуществляется в следующих случаях:

 

при поступлении сообщения о пожаре по средствам связи;

при непосредственном обращении заявителя в подразделение пожарной охраны;

по внешним признакам пожара;

при срабатывании пожарной сигнализации, приемно-контрольные приборы которой выведены непосредственно в подразделение пожарной охраны.

 

20. Выезд подразделений пожарной охраны для проведения боевых действий по тушению пожаров в населенных пунктах и организациях осуществляется в безусловном порядке.