Пожар в лагере «Холдоми». Халатность и бездействие МЧС России

Ночью 22 июня 2019 года произошел пожар в детском палаточном лагере на территории горнолыжного комплекса «Холдоми» в Солнечном муниципальном районе Хабаровского края. В результате пожара погибло четверо детей.

 

Заявления Губернатора Хабаровского края С. Фургала и ВрИО начальника Главного управления МЧС России по Хабаровскому краю И. Колотая о том, что палаточный лагерь был «нелегальным» вступают в явные противоречия не только с утверждениями директора лагеря М. Кузнецова, утверждающего о наличии всех разрешительных документов на открытие лагеря, но и со словами вице-премьер Т. Голиковой о том, что лагерь числился в соответствующем реестре.

 

Во всяком случае, на «Реестре организаций отдыха и оздоровления детей Хабаровского края по состоянию на 01.03.2019» присутствуют подписи И.о. заместителя Председателя Правительства Хабаровского края по социальным вопросам, И.о. министра образования и науки Хабаровского края, начальника Главного управления МЧС России по Хабаровскому краю и руководителя Роспотребнадзора по Хабаровскому краю.

 

На сайте РИА «Восток-Медиа» https://vostokmedia.com/article/general/06-08-2019/putin-pomogi-habarovchane-prosyat-nakazat-prichastnyh-k-tragedii-v-holdomi опубликована статья «Путин, помоги: хабаровчане просят наказать причастных к трагедии «Холдоми».

 

Приведем выдержки из названной статьи: «Жители Хабаровского края просят президента России Владимира Путина и генерального прокурора Юрия Чайку взять под контроль ход расследования уголовного дела, возбуждённого по факту пожара в «Холдоми», и добиться привлечения к ответственности всех виновных должностных лиц, сообщает РИА «Восток-Медиа». Петиция об этом появилась несколько дней назад на сайте Change.org.

 

«Это трагедия для всего Хабаровского края. Таких бед у нас не случалось давно, и мы скорбим вместе с родителями, которым уже никто не вернёт их детей. В этой ситуации важно не допустить повторения аналогичных трагедий и привлечь к ответственности всех причастных к этой беде. Но уже сейчас нам горько наблюдать за тем, как чиновники перекладывают ответственность друг на друга. Как ужи на сковородке они извиваются, выгораживая своих подопечных. Если говорить проще, пытаются найти стрелочника в лице рядовых сотрудников или собственника лагеря», — говорится в петиции.

 

Авторы обращения заявляют, что трагедия в «Холдоми» и реакция на нее со стороны регионального правительства подорвала доверие населения к губернатору Сергею Фургалу. Общественность возмутило заявление главы региона о том, что власти ничего не знали о палаточном лагере, в то время как на официальных документах о допуске оздоровительного центра к приему детей стоят подписи чиновников правительства.

 

«Документ подписан руководителями двух министерств правительства Хабаровского края, трех ведомств, а до начала приёма детей лагерь проверяла краевая межведомственная комиссия и Госпожнадзор.

 

Вместе с тем, несмотря на обилие критики от СМИ, общественности и даже председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева, лично губернатор и его защитники продолжают гнуть свою линию о том, что чиновники не виноваты. Более того, сенатор от Хабаровского края Елена Грешнякова, обвинила в трагедии самих родителей, не убедившихся в безопасности отдыха своих детей.

 

Лишь под беспрецедентным давлением СМИ и общественности, не упускающих ситуацию в «Холдоми» из вида, удалось добиться минимальной реакции со властей. Заместителя министра образования Хабаровского края Александра Короля отстранили от должности после трагедии на «Холдоми», а в правительстве региона ведется внутренняя проверка», — пишут авторы петиции. При этом они добавляют, что не считают Александра Короля единственным чиновником правительства, кто должен понести ответственность за случившееся — к трагедии в «Холдоми» привела халатность и бездействие многих должностных лиц.

 

«Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемый Юрий Яковлевич! Просим вас проконтролировать ход расследования уголовного дела, возбуждённого по факту пожара в «Холдоми» и добиться привлечения к ответственности всех виновных должностных лиц. Мы считаем, что каждый, у кого есть хоть какая-то вина и причастность к трагедии, должен быть наказан по всей строгости закона, невзирая на статус или регалии. Доверия к нашим властям после этой ситуации, к сожалению, не осталось. Пожар показал кто есть кто!», — обращаются к главе государства и генпрокурору жители Хабаровского края.

Попробуем и мы разобраться кто виноват в трагедии, унесших жизни детей.

 

В мае 2012 года вступают в силу «Правила противопожарного режима в Российской Федерации», утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390.

 

В связи вступлением в силу названных Правил Правила пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденные приказом МВД России от 14.12.1993 № 536 (Зарегистрировано в Минюсте РФ 27 декабря 1993 г. N 445), которые содержали раздел 6 «Детские дошкольные учреждения» утратили силу.

 

Согласно названного раздела:

 

6.1. Здания летних детских дач должны иметь не менее двух эвакуационных выходов непосредственно наружу.

6.2. Деревянные здания летних детских дач должны быть одноэтажными. Каркасные и щитовые здания должны быть оштукатурены и иметь негорючую кровлю, утеплитель в них должен быть неорганическим.

6.3. Запрещается:

 

  • покрывать здания легковоспламеняющимися материалами (соломой, щепой, камышом и т.п.);
  • размещать детей в мансардных помещениях деревянных зданий, а также в этажах, зданиях и помещениях, не обеспеченных двумя эвакуационными выходами;
  • устраивать кухни, прачечные в деревянных зданиях дач;
  • размещать более 50 детей в деревянных и других зданиях из горючих материалов;
  • топить печи, применять керосиновые и электронагревательные приборы в помещениях, занятых детьми в летний период.

 

6.4. Детские дачи должны быть обеспечены телефонной связью и сигналом тревоги на случай пожара. В летних детских дачах должно быть установлено круглосуточное дежурство обслуживающего персонала без права сна в ночное время. В помещениях дежурных должен быть установлен телефон.

 

В Правила противопожарного режима в Российской Федерации», утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. N 390, разработчик проекта правил – МЧС России раздел, содержащий требования пожарной безопасности в детским выездным оздоровительным учреждениям (лагерям летнего отдыха) не включило.  

 

В Правила противопожарного режима в Российской Федерации» был включен пункт 11, запрещающий размещение:

 

  • детей в мансардных помещениях зданий и сооружений IV и V степеней огнестойкости, а также класса конструктивной пожарной опасности С2 и С3;
  • более 50 детей в помещениях зданий и сооружений IV и V степеней огнестойкости, а также класса конструктивной пожарной опасности С2 и С3;
  • детей на этаже с одним эвакуационным выходом.

 

и обязывающий руководителя организации обеспечить здания для летнего детского отдыха телефонной связью и устройством для подачи сигнала тревоги при пожаре.

 

Законом от 02.12.2013 № 328-ФЗ законодатель вносить статью 1 Федерального закона от 24.07.1998 № 124 ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» изменения и дополнения, согласно которых он относит к организациям отдыха детей и их оздоровления детские лагеря палаточного типа, созданные при организациях социального обслуживания, санаторно-курортных организациях, общественных организациях (объединениях) и иных организациях (не путать с оборонно-спортивными и туристическими лагерями).

 

Часть 1 статьи 12 названного Федерального закона (в ред. федерального закона от 28.12.2016 N 465-ФЗ) обязывает федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления принять, в пределах своих полномочий, меры в целях повышения качества и безопасности отдыха и оздоровления детей, в том числе издать  нормативные правовые акты, регулирующие деятельность организаций отдыха детей и их оздоровления.

 

ГОСТ Р 52887—2007 «Услуги детям в организациях отдыха и оздоровления». который в 2018 году был заменен аналогичным ГОСТ Р 52887—2018, предусматривал, что безопасность продовольственной и промышленной продукции, в том числе здания и сооружения, используемые организациями для оказания детям услуг отдыха и оздоровления, должны отвечать требованиям соответствующих технических регламентов на данную продовольственную и промышленную продукцию, а также здания и сооружения.

 

Главный государственный санитарный врач Российской Федерации Постановлением от 14.05.2013 № 25 (Зарегистрировано в Минюсте России 18.04.2014 № 32024) утвердил «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству и организации работы детских лагерей палаточного типа» (СанПин 2.4.4.3048-13).

 

Министерство образования и науки Российской Федерации приказом от 13.07.2017 № 656 (зарегистрировано в Минюсте России 1 августа 2017 г. N 47607) утвердило «Примерное положение о детских лагерях палаточного типа». Пункт 11 положения предусматривает, что проживание детей в палаточном лагере осуществляется в туристских палатках или иных аналогичных изделиях (мобильных конструкциях), размещаемых в естественных природно-климатических условиях или на территории организаций социального обслуживания, санаторно-курортных организаций, общественных организаций (объединений) и иных организаций (при наличии на законном основании такой территории у палаточного лагеря), а рункт 14 – что условия размещения, устройства, содержания и организации работы палаточного лагеря должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим правилам и гигиеническим нормативам, требованиям противопожарной и антитеррористической безопасности.

 

Заместитель Министра образования и науки Российской Федерации И.П. Потехиной 06.06.2018г. утверждается «Инструкция по обеспечению антитеррористической защищенности организаций отдыха детей и их оздоровления палаточного типа и мест проведения массовых мероприятий с детьми в природной среде».

 

МЧС России с момента внесения изменений статью 1 Федерального закона от 24.07.1998 № 124 ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» самостоятельно, в соответствии с со своими полномочиями, установленными статье 16 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «О пожарной безопасности», а также во исполнение своих задач и функций, установленных Положением об МЧС России, утвержденным Указом Президента РФ от 11.07.2004 N 868 (ред. от 19.12.2018) каких-либо требований пожарной безопасности к детским лагерям палаточного типа не разрабатывало.

 

Соответственно, в перечень нормативных правовых актов в сфере организации отдыха и оздоровления детей, направленных письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.06.2017 N ВК-1463/09 органам местного самоуправления и организациям отдыха детей и их оздоровления, расположенным на территории субъекта Российской Федерации, для использования в работе никаких нормативных правовых актов, содержащих требования к детским лагерям палаточного типа не включило.

 

Аналогично, конкретных требований пожарной безопасности к детским лагерям палаточного типа не включило и в «Методические рекомендации по вопросам безопасности отдыха и оздоровления детей в организациях отдыха детей и их оздоровления, в том числе безопасности перевозок детей в организации отдыха детей и их оздоровления и обратно», разработанные Министерством образования и науки Российской Федерации в 2108 году во исполнение пункта 7 «Плана мероприятий на 2017 - 2020 годы по реализации Основ государственного регулирования и государственного контроля организации отдыха и оздоровления детей», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.10.2017 N 2344-р.

 

Единственными конкретными требованиями в области пожарной безопасности, содержащиеся в Методических рекомендациях, являются требования к руководителю организации, который обязан обеспечить:

  • допуск к работе в организации отдыха детей и их оздоровления лиц, прошедших обучение мерам пожарной безопасности;
  • назначение лица, ответственного за пожарную безопасность в организации отдыха детей и их оздоровления;
  • наличие табличек с номером телефона для вызова пожарной охраны и планов эвакуации людей при пожаре;
  • круглосуточное дежурство обслуживающего персонала;
  • наличие инструкции о порядке действий обслуживающего персонала на случай возникновения пожара в дневное и ночное время, телефонной связи, электрических фонарей (не менее 1 фонаря на каждого дежурного), средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от токсичных продуктов горения из расчета не менее 1 средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека на каждого дежурного;
  • ежедневную передачу в подразделение пожарной охраны, в районе выезда которого находится объект защиты, информации о количестве детей, находящихся в организации отдыха детей и их оздоровления (в том числе в ночное время);
  • здания телефонной связью и устройством для подачи сигнала тревоги при пожаре;
  • создание на территории организации отдыха детей и их оздоровления добровольных пожарных дружин или команд;
  • обследование территории организации отдыха детей и их оздоровления на предмет соответствия улиц и дорог, прилегающих к ней, в том числе пешеходных переходов, требованиям по эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, наличия, при необходимости, мест для стоянки и остановки транспортных средств.

 

Постановлением Правительства РФ от 23.11.2009 № 944 (в ред. Постановления Правительства РФ от 20.01.2011 N 13), утвердившим «Перечень видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью», предусмотрено, что органы осуществляющие государственный пожарный надзор проверяют деятельность детских лагерей во время каникул 1 раз перед началом каникул.

 

Приказом МЧС России от 28.06.2018 № 261 утверждены формы проверочных листов, используемых должностными лицами федерального государственного пожарного надзора МЧС России при проведении плановых проверок по контролю за соблюдением требований пожарной безопасности, в том числе и для зданий и сооружений класс функциональной пожарной опасности Ф1.2, к которым де-юре можно отнести здания и сооружения для организации отдыха детей и их оздоровления.

 

Согласно утвержденной формы, при осуществлении федерального государственного пожарного надзора необходимо ответить на перечень вопросов, отражающих содержание обязательных требований, ответы на которые однозначно свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований, составляющих предмет проверки.

 

Часть вопросов касается исполнения пунктов 48-96 Главы 13 «Система предотвращения пожаров», к, а также части 5 статьи 6, части 1, 3 - 5 статьи 64 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности, приказа МЧС России от 24.02.2009 N 91 «Об утверждении формы и порядка регистрации декларации пожарной безопасности», которые не имеют никакого отношения детским лагерям палаточного типа, в силу того, что детские лагеря палаточного типа ни к здания, ни сооружениям не относятся.

 

Таким образом, при проверке детских лагерей палаточного типа, проверяющий имеет возможность заполнить только на вопросы соблюдения, в части касающейся, Правил противопожарного режима в Российской Федерации, которые не регулируют вопросы защиты людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий их воздействия в соответствии со статьей 52 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности.

 

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что основным лицом, виновным в наступлении тяжких последствий при пожаре, произошедшем 22 июня 2019 года в детском палаточном лагере на территории горнолыжного комплекса «Холдоми» в Солнечном муниципальном районе Хабаровского края является МЧС России, которое проигнорировало, что в 2013 году была законодательно утверждена такая форма детского летнего отдыха как детские лагеря палаточного типа.

 

Соответственно, МЧС России, в пределах своих полномочий, нормативных правовых актов в целях повышения качества и безопасности отдыха и оздоровления детей в детских лагеря палаточного типа не разработало.

 

В отсутствии норм, МЧС России не предложило Министерству образования и науки Российской Федерации включить в «Методические рекомендации по вопросам безопасности отдыха и оздоровления детей в организациях отдыха детей и их оздоровления…» требования к организациям по разработке специальных технических условий на детские лагеря палаточного типа, как на объекты, в отношении которых отсутствуют требования пожарной безопасности отражающих специфику обеспечения их пожарной безопасности и содержащих комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению их пожарной безопасности.

 

В результате, создалась ситуация, когда совершенно на законных основаниях открываются детские лагеря палаточного типа, система обеспечения пожарной безопасности в которых не содержит комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, в том числе социального пожарного риска, что ведет к гибели группы людей в результате воздействия опасных факторов пожара.

 

Согласно информации МЧС России, опубликованной в различных СМИ, летом 2019 года планировалась работа 1390 лагерей палаточного типа. При этом, МЧС России информацию о том, проверяли ли эти лагеря перед началом каникул, не разглашает.

 

Сейчас, начав по поручению премьер-министра России Д.А. Медведева, проверку всех палаточных лагерей, не понятно, что будет проверять МЧС России, которое заявило, что изменения в правила пожарной безопасности, предъявляемые к детским лагерям палаточного типа, будут разработаны только к сентябрю, а сроки проработки вопроса о пожарной безопасности материалов, из которых изготавливаются туристические палатки, вообще не обозначены.

 

Официальный представитель СК России С. Петренко заявил, что в рамках расследования уголовного дела о пожаре в палаточном лагере в Хабаровском крае следователями ГСУ СК России по подозрению в совершении преступления, предусмотренного п. «в» ч. 2 ст. 238 УК РФ (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей), задержаны директор коммерческой организации, которой принадлежит детско-оздоровительный лагерь «Холдоми» (учредитель и директор ООО «Экстрим Сервис» Виталий Бурлаков) и директор этого лагеря Максим Кузнецов, а также то, что следствие в рамках расследования тщательно проверит должностных лиц контрольно-надзорных органов, на которых возложена ответственность за обеспечение безопасности детей в загородном лагере, на предмет наличия в их действиях (бездействии) признаков халатности ( ч. 2 ст. 293 УК РФ).

 

Похоже, в очередной раз высшие должностные лица центрального аппарата МЧС России не понесут никакой ответственности по части 3 статьи 293 УК РФ за свой непрофессионализм, ставший причиной ненадлежащего исполнения, вследствие недобросовестного и небрежного отношения к службе, обязанностей, возложенных на них Положением о МЧС России.

 

Стрелочником, как всегда, окажется простой сотрудник государственного пожарного надзора, который проверял детский палаточный лагерь на территории горнолыжного комплекса «Холдоми» в Солнечном муниципальном районе Хабаровского края и понятия не имел, какие требования предъявлять в силу их отсутствия.

 

Автор: Виктор Кривошонок