Способы передачи сигнала о пожаре: конкуренция или коррупция?

На выставке "Комплексная безопасность 2019" МЧС России предложен проект изменений в ч. 7 ст. 83 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности": "7. Системы пожарной сигнализации должны обеспечивать подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения, а в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2 – с дублированием этих сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта, в порядке, установленном органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации".

В 2018 г. возросло количество пожаров на объектах образования и здравоохранения, на 30% увеличилось число пожаров на объектах с массовым пребыванием людей, а количество погибших – в 20 раз. По данным Международной ассоциации пожарных и спасательных служб, Россия имеет один из самых высоких показателей смертей, происходящих из-за пожаров, который в 2017 г. составил 5,34умерших на 100 тыс. человек населения. По сути, это результат неисполнения МЧС России указов президента, обязывающих к 2018 г. снизить количество людей, погибших при пожарах, с 10,8 до 8,4 тыс. человек, а погибших и травмированных при чрезвычайных ситуациях – с 32,2 до 25,8 тыс. Если ориентироваться на статистический сборник "Пожары и пожарная безопасность в 2016 г."1, количество людей, погибших на пожарах, находится в прямой зависимости от времени прибытия первого караула к месту происшествия. В 2016 г. по прибытии первого караула в течение 1 минуты погибли 86 человек, трех минут – 815 человек, пяти минут – 935 человек.


Примеры пожаров с гибелью людей

 

Приведем примеры реальных пожаров с гибелью людей, в том числе детей, произошедших в различных субъектах Российской Федерации на социально значимых объектах (школы, больницы, дома престарелых и т.д.).

  • 12 декабря 2015 г. при пожаре в Новохоперском психоневрологическом интернате Воронежской области погибли 23 человека, несмотря на то, что пожарная часть находилась всего в 700 м от диспансера. Задержка приезда пожарных составила около 30минут.
  • 14 февраля 2016 г. во время пожара в общежитии медицинского университета в Смоленске погибли две студентки из Индии. Пожарных вызвали по телефону жители общежития, когда пожар получил значительное распространение.
  • 2 ноября 2017 г. во время пожара в общежитии медицинского университета в Смоленске пострадали два человека, у них были признаки отравления продуктами горения. Пожарных вызвали по телефону, когда пожар получил значительное распространение.
  • 22 сентября 2017 г. при пожаре в центре Ростова-на-Дону в 10-этажном здании гостиницы Turn House погибли два человека. Пожарные прибыли, когда пламя уже успело распространиться по всей площади фасада.
  • 28 января 2018 г. во время пожара в семейном общежитии в поселке Новоомский Омской области погибли пять человек, в том числе 13- и 14-летний подростки. Еще семь человек пострадали.

Во всех случаях причиной тяжких последствий пожара был поздний приезд пожарных подразделений, связанный с отсутствием приемного пульта в подразделении пожарной охраны (Воронежская область) или непоступлением тревожного сигнала из-за неработоспособности коммерческих систем передачи извещений, самовольно разрешенных к использованию вподразделениях ФПС руководителями территориальных органов МЧС.

 

Передача тревожных сигналов наплатной основе

 

Исходя из документов, издаваемых МЧС России в виде разного рода информационных писем, министерство в последнее время обеспокоено конкуренцией, занятостью населения и созданием дополнительных рабочих мест в ущерб обеспечению пожарной безопасности социально значимых учреждений (школы, больницы, детские сады, дома престарелых).

 

Так, министерством в адрес главных управлений МЧС России по субъектам РФ для использования в работе в апреле 2019 г. были направлены два документа: "Порядок размещения приборов пультовых оконечных в пожарно-спасательных подразделениях ФПС ГПС" и "Порядок обеспечения доступа в пожарно-спасательные подразделения ФПС ГПС организациям, выполняющим работы по установке и обслуживанию приборов пультовых оконечных".

 

Согласно второму документу, прием и отработка извещений о пожаре с социально значимых объектов (в целях исполнения требований ч. 7 ст. 83 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности") возлагаются на мониторинговые организации, которые, получив право доступа от ГУ МЧС субъекта РФ, могут осуществлять на территории ФПС ГПС деятельность по приему/передаче тревожных сигналов на платной основе.

 

Порядок доступа в пожарно-спасательные подразделения ФПС ГПС и последовавшие от МЧС разъяснения данного документа устанавливают, что в одном подразделении ФПС ГПС допускается размещение неограниченного количества приборов пультовых оконечных (ППО), но не принадлежащих подразделениям ФПС ГПС.

 

Объект защиты сам выбирает способ передачи сигнала

 

Руководитель объекта защиты направляет в ГУ МЧС субъекта РФ заявку на размещение вподразделении пожарной охраны ППО с приложением сведений о выбранном руководителем объекта защиты способе передачи сигнала от прибора объектового оконечного (ПОО) кППО по любому каналу связи.

 

Поскольку ПОО и ППО входят в состав одного устройства – системы передачи извещений о пожаре (СПИ) – и неразрывно связаны единым технологическим циклом (п. 37 ст. 2 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"), выбор способа передачи сигнала от ПОО к ППО может означать только одно: объект защиты либо будет оплачивать вызов подразделений пожарной охраны, либо не будет.

 

Закупку выбранного ППО, предназначенного для размещения в пожарных частях ФПС ГПС, должны осуществлять руководители объектов защиты (как правило, государственных и муниципальных учреждений) за счет бюджетных средств.

 

Сигналы о пожаре, поступившие на пульты, которые приобретены для оплачиваемого способа передачи тревожного сигнала, принимают работники коммерческих структур – мониторинговых центров, заключивших с руководителями объектов защиты договоры на прием/передачу тревожного сигнала.


В оплату услуг мониторинговых центров входит содержание выбранных объектом защиты ППО, оплата каналов связи и услуг по приему сигнала о пожаре и дальнейшей его передаче диспетчеру дежурно-диспетчерской службы пожарноспасательного гарнизона.

 

Диспетчер осуществляет прием тревожных сигналов на специальное автоматизированное рабочее место (АРМ), но, как указано выше, не с объектов защиты, а с приборов пультовых оконечных мониторинговых центров, размещенных в подразделениях пожарной охраны. Полагаем, поэтому МЧС не осуществляет закупку ППО, так как для выполнения своих функций по приему тревожных сигналов им используется только АРМ диспетчера, которое путем личных договоренностей (без процедуры закупок) устанавливается в ФПС ГПС.


Кто будет нести ответственность?

 

Согласно утвержденной МЧС схеме сигнал "пожар" от социально значимого объекта поступает на пульт мониторингового центра, который взимает плату с учреждения за то, что в дальнейшем передаст сигнал о пожаре на АРМ диспетчера. Иными словами, мониторинговый центр оказывает так называемые услуги связи по приему/передаче сообщений о пожаре.

 

Если же сигнал "пожар" поступает напрямую в подразделение пожарной охраны, то есть без мониторингового центра, то социально значимое учреждение не оплачивает за счет бюджетных средств вызов подразделений пожарной охраны, поскольку вызов экстренных оперативных служб на всей территории России является бесплатным.

 

То есть выбор "способа дублирования сигналов" означает лишь разрешение органам власти субъектов РФ и муниципальным образованиям выделять из бюджета в пользу мониторинговых центров финансовые средства на "оптимальный способ дублирования сигналов" – за деньги.

 

Таким образом, позиция некоторых сотрудников МЧС, которые продвигают идею введения посредников в схему передачи сигналов о пожаре, идет вразрез с интересами государства в обеспечении пожарной безопасности населения и ведет к нецелевому расходованию бюджетных средств.

 

Чтобы на законных основаниях утвердить "способ передачи сигнала (за деньги) по любому каналу связи", потребуется внесение изменений в целый ряд федеральных законов: "О пожарной безопасности", "О связи", в Бюджетный кодекс РФ и Уголовный кодекс РФ. Но самое страшное, что при реализации такой схемы передачи сигнала о пожаре безопасность детей и пожилых людей будет поставлена под угрозу! Оказывая услуги связи по приему/передаче сообщений о пожаре, мониторинговые компании не несут никакой ответственности за непрохождение сигнала, а значит не отвечают за гибель людей. Кто будет нести ответственность, если сигнал о пожаре не будет доставлен?

 

Автор: Нина Воронова, генеральный директор ООО Консалтинговое бюро "Воронова и партнеры"

Источник: Журнал "Системы безопасности", №3, 2019