Деятельность МЧС в сфере пожарной безопасности не является экономической

Отсутствие  товарного рынка, при функционировании которого могли бы иметь место нарушения Федерального  закона  от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".

ДЕЛО № А55-7351/2014

«Программно-аппаратный комплекс "Стрелец-Мониторинг" (ПАК "Стрелец-Мониторинг") …разрабатывался ФГБУ ВНИИПО МЧС России в целях материально-технического обеспечения технологической схемы передачи извещения о пожаре. …ПАК "Стрелец-Мониторинг" позволяет минимизировать на территории Российской Федерации потери от пожаров за счет автоматической передачи сигналов о возгорании в подразделения Федеральной противопожарной службы.

 

… В соответствии с Приказом МЧС России от 28.12.2009 N 743 "О принятии на снабжение в системе МЧС России программно-аппаратного комплекса системы мониторинга, обработки и передачи данных о параметрах возгорания, угрозах и рисках развития крупных пожаров в сложных зданиях и сооружениях с массовым пребыванием людей, в том числе в высотных зданиях" ПАК "Стрелец-Мониторинг" принят на снабжение в системе МЧС России для оснащения подразделений МЧС России.

 

Пунктом 2 названного Приказа МЧС РФ система ПАК "Стрелец-Мониторинг" отнесена к специализированной противопожарной технике и установлен код по Классификатору вооружения, военной техники и других материальных средств Министерства обороны РФ - КВТ МО XI Д2 0908.

 

Для обеспечения функционирования ПАК "Стрелец-Мониторинг", МЧС России Министерством обороны России выделен радиочастотный канал связи, который относится к сетям связи специального назначения, обеспечивающим государственную безопасность (ст. 16 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи").

 

ВНИИПО МЧС России указывает, что комплекты рабочей конструкторской документации и изготовленные опытные образцы аппаратно-программного комплекса систем мониторинга относятся к единой технологии. При этом, данная технология является как технологией специального назначения, в силу того, что она используется для производства ПАК "Стрелец-Мониторинг", принятого на снабжение в системе МЧС России и поставляемого по государственных контрактам в подразделения ФПС МЧС России в целях осуществления ими задач по обеспечению общественного порядка и безопасности государства, так и технологией двойного назначения, в силу того, что ПАК "Стрелец-Мониторинг" используется силами гражданской обороны, к которым в соответствии со ст. 15 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" относятся и подразделения Федеральной противопожарной службы, в военное время для оповещения населения.

 

МЧС России в рамках своих полномочий, определенных подпунктом 14 пункта 9 "Положения о МЧС России", утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11.07.2004 N 868, установило своими нормативными правовыми актами и технической документацией обязательные требования в области технического регулирования к ПАК "Стрелец-Мониторинг", поставляемому в подразделения и части федеральной противопожарной службы по государственному оборонному заказу, а также к процессам его монтажа, наладки, эксплуатации, в том числе и требования к техническим характеристикам, к средствам, способом и порядку подключения оборудования, не принятого на вооружение (снабжение) в системе МЧС России, но функционально взаимодействующего с ПАК "Стрелец-Мониторинг".

 

На основании вышеизложенного подразделениями МЧС России на социально-значимых объектах ведется работа по установке и обслуживанию выведенной из свободного оборота ПАК "Стрелец-Мониторинг"…

 

Совокупностью выводов, изложенных в судебных актах арбитражных судов по делам N А56-54896/2012, А56-9150/2011, А09-5135/2011, А55-20859/2013 установлено, что антимонопольные органы не вправе рассматривать с точки зрения Закона о защите конкуренции деятельность, осуществляемую МЧС России (подразделениями ФПС МЧС России) с использованием ПАК "Стрелец-Мониторинг", так как такая деятельность не имеет реального экономического характера, осуществляется исключительно в целях защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожаров. Рынок по поставке и обслуживанию ПАК "Стрелец-Мониторинг", подключению к нему не является конкурентным, в связи с чем, не может являться предметом регулирования Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".

 

Статья 129 Гражданского кодекса РФ предусматривает правовой режим объектов гражданских прав: законом или в установленном законом порядке могут быть введены ограничения оборотоспособности объектов гражданских прав, в частности, могут быть предусмотрены виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо совершение сделок с которыми допускается по специальному разрешению.

 

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22.02.1992 N 179 утвердившим перечень видов продукции и отходов производства, свободная реализация которых запрещена, система ПАК "Стрелец-Мониторинг", являясь техникой специального назначения, не является товаром» (Постановление Одиннадцатого апелляционного суда от 28.07.2014 по делу № А55-7351/2014).

 

Дело № А55-10312/2014

«..антимонопольные органы не вправе рассматривать с точки зрения Закона о защите конкуренции деятельность, осуществляемую МЧС России (подразделениями ФПС МЧС России) с использованием ПАК «Стрелец-Мониторинг», так как такая деятельность не имеет реального экономического характера, осуществляется исключительно в целях защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожаров. Рынок по поставке и обслуживанию ПАК «Стрелец-Мониторинг», подключению к нему не является конкурентным, в связи с чем не может являться предметом регулирования Закона о конкуренции». (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 22.04.2015 по делу № А55-10312/2014).

 

Дело №А40-198265/2014

Примечание: 02 октября 2014 года ФАС России вынесено решение по антимонопольному делу  № 1-11-26/00-22-14 по обвинению ЗАО «АРГУС-СПЕКТР»  в том, что: «..отсутствие доступа к единому протоколу связи,  которым обладает только производитель прошедшего государственные испытания на совместимость с ПАК «Стрелец-Мониторинг» объектового оборудования, лишает потенциальных производителей оконечных приборов радиосистем и объектовых станций возможности производить аналогичное оборудование, передающее сигналы о пожаре по специально выделенному МЧС России радиоканалу на пультовое оборудование пожарной охраны МЧС России…». Судебными постановлениями по делу № А40-198265/2014 решение ФАС России по антимонопольному делу  № 1-11-26/00-22-14 признано незаконным и отменено.

 

«…антимонопольным органом не определены, какие рынки являются объектом вертикальных соглашений.

Повторно рассматривая дело, суд апелляционной инстанции также нашел, что антимонопольный орган обязан был анализировать не рынок оконечных устройств и объектовые приборы систем передачи извещений о проникновении и пожаре, работающих по прочим линиям связи подключаемых к оборудованию противопожарному специализированному для ведения аварийно-спасательных работ ПАК "Стрелец-Мониторинг" - ДДС и ПАК "Стрелец-Мониторинг" - ПЧ, а рынок систем передачи извещений о проникновении и пожаре, работающим по прочим линиям связи, в состав которых входят оконечные устройства и объектовые приборы систем передачи извещений о проникновении и пожаре, работающим по прочим линиям связи.

 (Постановление Арбитражного суда Московского округа по делу №А40-198265/2014).

 

Дело № А64-1673/2015

«…деятельность по подключению к ПАК "Стрелец-Мониторинг" не может быть рассмотрена, как деятельность на рынке противопожарного оборудования, поскольку подключение к ПАК производится организациями, аккредитованными предприятием-изготовителем, на безвозмездной основе». (Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 10 марта 2016 г. по делу № А64-1673/2015).