Порядок подключения объектов защиты к пульту МЧС регламентируеся нормативными актами МЧС

Выбор системы технического и эксплуатационного сопровождения функционирования  ПАК «Стрелец – Мониторинг» регулируется нормативными актами и разъяснениями МЧС России. Установление со стороны территориальных органов МЧС России и/или подчиненных им подразделений ограничения доступа третьих лиц к пультовому оборудования ПАК «Стрелец-Мониторинг», установленному в подразделения ГПС ФПС МЧС России, является правомерным. Работы по подключению объектов защиты к пультовому оборудованию ПАК "Стрелец-Мониторинг", установленному в подразделениях ГПС ФПС МЧС России  не связаны с работами по установлению, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации, включая диспетчеризацию и пусконаладочные работы.

Дело № А09-5135/2011

- «Как видно из материалов дела и установлено судом, на основании приказа от 29.04.2011 N 282 УФАС возбудило в отношении Главного управления МЧС России по Брянской области дело N 89 по признакам нарушения ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), выразившегося в заключении между ГУ МЧС России по Брянской области, БОГУ "Брянский пожарно-спасательный центр", ГУ "Центр управления кризисных ситуаций МЧС России по Брянской области", ООО "СБ-Сервис Плюс" соглашения от 06.12.2010 о взаимодействии в области обеспечения дистанционным мониторингом автоматической пожарной сигнализации объектов на территории Брянской области.

 

По результатам рассмотрения дела N 89 антимонопольным органом было принято решение от 03.06.2011, которым в действиях МЧС признано нарушение п. 4 ст. 16 Закона N 135-ФЗ в части заключения соглашения о взаимодействии в области обеспечения дистанционным мониторингом автоматической пожарной сигнализации объектов на территории Брянской области от 06.12.2010 между Главным управлением МЧС России по Брянской области и ООО "СБ-Сервис Плюс", ограничивающего доступ на товарный рынок хозяйствующих субъектов.

 

Посчитав данное решение незаконным, МЧС оспорило его в суде.

 

Удовлетворяя заявленное требование, суд правомерно исходил из следующего.

 

В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 3 ст. 201 АПК РФ, п. 6 Постановления Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.96 N 6/8 ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушением их изданием прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

 

Пунктом 4 ст. 16 Закона N 135-ФЗ установлен запрет на соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

 

При этом в силу п. 18 ст. 4 Закона N 135-ФЗ под соглашением понимается как договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, так и в устной форме.

 

Согласно п. 17 ст. 4 Закона N 135-ФЗ признаками ограничения конкуренции являются: сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, а также иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

 

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, предметом спорного соглашения от 06.12.2011 является взаимодействие сторон в области обеспечения дистанционным мониторингом автоматической пожарной сигнализации объектов на территории Брянской области.

 

Таким образом, действия заявителя не являются услугой, положения соглашения не содержат каких-либо материальных обязательств сторон.

 

Данное соглашение не может быть направлено на обеспечение деятельности других хозяйствующих субъектов, а нацелено на более эффективное и качественное выполнение функции в области своевременного предупреждения фактов пожара и передачи сигнала в подразделения МЧС.

 

Следовательно, деятельность заявителя в части заключения соглашения направлена в первую очередь на осуществление своих прямых функций согласно установленным полномочиям, в рамках поручений и рекомендаций органов власти.

 

Таким образом, является верным вывод суда о том, что заключение спорного соглашения от 06.12.2011 обусловлено необходимостью исполнения поручения Президента РФ, а также рекомендаций государственных органов с целью обеспечения пожарной безопасности, являющейся одной из основных задач деятельности МЧС.

 

Кроме того, в настоящем деле правовое значение имеет не наличие (отсутствие) самого соглашения (его заключение не оспаривается заявителем), а его несоответствие положениям Закона N 135-ФЗ.

 

Не установив в действиях МЧС нарушений п. 4 ст. 16 Закона N 135-ФЗ, суд правомерно признал недействительным оспариваемое решение УФАС от 03.06.2011 по делу N 89» (Постановление Федерального Арбитражного суда Центрального округа от 09.04.2012 года по делу № А09-5135/2011).

 

Дело № А50-3444/2015

- «Истец, МБОУ «Черновская средняя общеобразовательная школа» обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к ответчику, ЗАО «Единство-М» о расторжении контракта № 04-СПИ/СМ/РК от 18.07.2014 г. на выполнение подрядных работ по монтажу объектовой станции ПАК «Стрелец-Мониторинг», заключённого между МБОУ «Черновская средняя общеобразовательная школа» и ЗАО «Единство-М». Также истец просит исключить из стоимости работ, подлежащих оплате ЗАО «Единство» денежные средства за монтаж оборудования в размере 12 156,20 рублей и за пуск, наладку и подключение в размере 23 906,92 рублей (с учетом уточнения).

Согласно техническому заданию (приложение № 1 к контракту), в наименование работ, поручаемых исполнителю входит: монтаж, пуск, наладка и подключение станции объектовой радиосистемы передачи извещений «Стрелец-Мониторинг» или эквивалента с выводом радиосигнала по радиоканалу на выделенных для МЧС частотах при срабатывании автоматической пожарной сигнализации в подразделение Пожарной охраны Пожарная часть № 11 на объектах МБОУ «Черновская средняя общеобразовательная школа» в автоматическом режиме без участия персонала объектов и любых организаций, транслирующих эти сигналы (л.д.15)…

 

Исполнителю не могут быть поручены работы по подключению станции объектовой радиосистемы передачи извещений «Стрелец-Мониторинг» или эквивалента с выводом радиосигнала по радиоканалу на выделенных для МЧС частотах при срабатывании автоматической пожарной сигнализации в подразделение Пожарной охраны Пожарная часть № 11 на объектах МБОУ «Черновская средняя общеобразовательная школа» в автоматическом режиме без участия персонала объектов и любых организаций, транслирующих эти сигналы, поскольку ответчик не имеет доступа к оборудованию – пультовой радиостанции «Стрелец-Мониторинг», установленной в подразделении Пожарной охраны Пожарная часть № 11…

 

…принятие решения о подключении и отключении объектов защиты от пультового оборудования ПАК «Стрелец-Мониторинг» в компетенцию Центра не входит, это исключительное право должностного лица территориального органа МЧС…

 

В материалы дела истцом представлена копия телефонограммы № 1984 от 26.12.2014г. за подписью заместителя начальника Главного управления (по ГПС) Пьянкова Р.Б. (л.д.85), которая адресована начальникам ОФПС, ОППС (по списку), в которой указано на необходимость исключения из технических заданий, выдаваемых хозяйствующим субъектам требования о наличии сопряжения объектовой станции с пультовым оборудованием ПАК «Стрелец-Мониторинг», так как оно является заведомо невыполнимым без привлечения специалистов аккредитованных заводом изготовителем организаций, что в свою очередь, является предметом сторонних финансовых отношений. При рассмотрении заявки хозоргана на заседании рабочей группы местного гарнизона, при условии, если оборудование ПАК «Стрелец-Мониторинг» приобретено хозяйствующим субъектом на заводе изготовителе и имеет все необходимые документы (сертификат, паспорт), выдавать положительные заключения при условии выполнения остальных требований...» (решение Арбитражного суда Пермского края от 20.05.2015 по делу № А50-3444/2015).

 

Дело № А64-1673/2015

 «…Как установлено материалами дела, 05.03.2014 между ФКУ "ЦУКС ГУ МЧС России по Тамбовской области" и ООО "СПМ-68" заключен договор N 15 об эксплуатационно-техническом обслуживании пультового оборудования ПАК "Стрелец-Мониторинг" сроком до 31.12.2014.

 

… работы по эксплуатационно-техническому обслуживанию пультового оборудования ПАК "Стрелец-Мониторинг" в соответствии с договором оказываются на безвозмездной основе. Договор с ООО "СПМ-68" заключен в соответствии с указанием МЧС России от 26.09.2011 N 43-4025-19, которым территориальным органам МЧС России предписано обеспечить заключение договора на эксплуатационно-техническое обслуживание ПАК "Стрелец-Мониторинг" с организациями, аккредитованными предприятием-изготовителем, а также в связи с поступлением в адрес ГУ МЧС России по Тамбовской области информации из ЗАО "АРГУС-СПЕКТР" об аккредитации ООО "СПМ-68" в качестве сервисного центра предприятия-изготовителя.

 

… в соответствии с подпунктом 14 пункта 9 Положения был утвержден "Сборник проектов типовых документов для территориальных органов МЧС России по субъектам РФ и их подразделений, регламентирующих вопросы ввода в эксплуатацию и последующего применения программно-аппаратного комплекса системы мониторинга, обработки и передачи данных о параметрах возгорания, угрозах и рисках развития крупных пожаров в сложных зданиях и сооружениях с массовым пребыванием людей, в том числе в высотных зданиях" (Сборник) от 06.03.2014…

 

… учитывая рекомендации, содержащиеся в Сборнике, ГУ МЧС определило последовательность действий по подключению пожарных сигнализаций к ПАК "Стрелец-Мониторинг" и закрепило их в приказе ГУ МЧС от 15.07.2014 N 317. На основании письма ФГБУ ВНИИПО МЧС России от 27.10.2014 N 4907-17-103, Приказа МЧС России от 06.08.2004 N 372, рекомендаций МЧС России, приказа ГУ МЧС России по Тамбовской области от 15.07.2014 N 317 подключение объектов к ПАК "Стрелец-Мониторинг" ГУ МЧС осуществлялось путем согласования действий организаций МЧС, где установлен ПАК "Стрелец-Мониторинг", организаций, ответственных за его развертывание и эксплуатацию и организаций, ответственных за противопожарное оборудование на объекте.

 

… как было установлено судами, процесс подключения пожарной сигнализации к ПАК "Стрелец-Мониторинг" представляет собой работу по организации передачи извещений о пожаре по каналам связи, посредством прибора объектового оконечного, устанавливаемого на объекте защиты, и приему извещений о пожаре в пункте централизованного наблюдения, посредством прибора пультового оконечного. Прибор объектовый оконечный элементом пожарной сигнализации не является, а работы по его установлению с монтажом, техническим обслуживанием и ремонтом систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации, включая диспетчеризацию и пусконаладочные работы, не связаны.

 

Приказ N 317 "Об упорядочении процесса подключения на программно-аппаратный комплекс "Стрелец-Мониторинг" систем пожарной сигнализации" был издан ГУ МЧС России 15.07.2014. Подпунктом 3.1 пункта 3 указанного приказа предписано начальникам ФКУ "ЦУКС ГУ МЧС России по Тамбовской области", ФКУ "2 отряд ФПС по Тамбовской области", ФКУ "2 отряд ФПС по Тамбовской области", в том числе: не допускать к эксплуатационно-техническому обслуживанию ПАК "Стрелец-Мониторинг", установленному в подразделениях федеральной пожарной службы Тамбовской области, а также к работе с его программным обеспечением представителей организаций, не аккредитованных заводом-изготовителем (п. 3.1.). Приложением N 1 к Приказу от 15.07.2014 N 317 определен порядок подключения пожарной сигнализации к ПАК "Стрелец-Мониторинг". Учитывая, что договор на техническое обслуживание ПАК "Стрелец-Мониторинг" заключен в соответствии с указанием МЧС России от 26.09.2011 N 434025-19 с аккредитованной организацией, Приказом от 15.07.2014 N 317 установлен запрет допуска к эксплуатационно-техническому обслуживанию ПАК "Стрелец-Мониторинг" представителей иных организаций, не аккредитованных заводом-изготовителем. Суд соглашается с оценкой судов первой и апелляционной инстанций о том, что препятствий по осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов на рынке услуг монтажа и обслуживания систем передачи сигнала о пожаре в связи с отсутствием в Приказе от 15.07.2014 N 317 четких и конкретных требований к системам пожарной сигнализации, монтируемым на объектах защиты, и планируемым к подключению, ГУ МЧС не создано, поскольку технические требования к пожарной сигнализации установлены нормативными документами (например, СНиП, ГОСТ). Суд кассационной инстанции находит обоснованными выводы нижестоящих судов о том, что деятельность по подключению к ПАК "Стрелец-Мониторинг" не может быть рассмотрена, как деятельность на рынке противопожарного оборудования, поскольку подключение к ПАК производится организациями, аккредитованными предприятием-изготовителем, на безвозмездной основе. При этом справедлива ссылка судов на то, что деятельность, осуществляемая МЧС России (подразделениями ФПС МЧС России) с использованием ПАК "Стрелец-Мониторинг» не имеет реального экономического характера, осуществляется исключительно в целях защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожаров. Рынок по поставке и обслуживанию ПАК "Стрелец-Мониторинг", подключению к нему не является конкурентным, в связи с чем, не может являться предметом регулирования Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции". Рассмотрение вопросов, касающихся фактического использования подразделениями МЧС России ПАК "Стрелец-Мониторинг", порядок его эксплуатации с объектовым оборудованием находятся в прямой компетенции МЧС России». (Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 10 марта 2016 г. по делу № А64-1673/2015).

 

Дело№ А60-42925/2015

«МЧС России в рамках своих полномочий, определенных подпунктом 14 пункта 9 "Положения о МЧС России", утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11.07.2004 №868, установило своими нормативными правовыми актами и технической документацией обязательные требования в области технического регулирования к ПАК "Стрелец-Мониторинг", поставляемому в подразделения и части федеральной противопожарной службы по государственному оборонному заказу, а также к процессам его монтажа, наладки, эксплуатации, в том числе и требования к техническим характеристикам, к средствам, способом и порядку подключения оборудования, не принятого на вооружение (снабжение) в системе МЧС России, но функционально взаимодействующего с ПАК "Стрелец-Мониторинг".

 

В соответствии с подпунктом 14 пункта 9 "Положения о МЧС России" № 868 МЧС России 06.03.2014 утвержден "Сборник проектов типовых документов для территориальных органов МЧС России по субъектам РФ и их подразделений, регламентирующих вопросы ввода в эксплуатацию и последующего применения программно-аппаратного комплекса системы мониторинга, обработки и передачи данных о параметрах возгорания, угрозах и рисках развития крупных пожаров в сложных зданиях и сооружениях с массовым пребыванием людей, в том числе в высотных зданиях" (Сборник).

 

В соответствии с рекомендациями, содержащимися в Сборнике, МЧС России определило последовательность действий по подключению пожарных сигнализаций к ПАК "Стрелец-Мониторинг".

 

Процесс подключения пожарной сигнализации к ПАК "Стрелец- Мониторинг" представляет собой работу по организации передачи извещений о пожаре по каналам связи, посредством прибора объектового оконечного, устанавливаемого на объекте защиты, и приему извещений о пожаре на пульте централизованного наблюдения, посредством прибора пультового оконечного.

Прибор объектовый оконечный элементом пожарной сигнализации не является, а работы по его установлению с монтажом, техническим обслуживанием и ремонтом систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации, включая диспетчеризацию и пусконаладочные работы, не связаны.

 

В соответствии с Приказом МЧС России от 28.12.2009 №743 в ФГКУ «73 пожарная часть Федеральной противопожарной службы по Свердловской области» установлен программно-аппаратный комплекс "Стрелец-Мониторинг" производства ЗАО "Аргус-Спектр", который передан ФГКУ «73 пожарная часть Федеральной противопожарной службы по Свердловской области» обществом «Сигнал» в безвозмездное пользование по договору от 18.08.2014.

 

В соответствии с указанием МЧС России от 26.09.2011 №43-4025-19 территориальным органам МЧС России предписано обеспечить заключение договора на эксплуатационно-техническое обслуживание ПАК "Стрелец-  Мониторинг" с организациями, аккредитованными предприятием-изготовителем.

 

На основании письма ФГБУ ВНИИПО МЧС России от 27.10.2014№ 4907-17-1-03, разъясняющего порядок подключения объектов к ПАК «Стрелец-Мониторинг», рекомендаций МЧС России, изложенных в Сборнике, подключение объектов к ПАК "Стрелец-Мониторинг" осуществляется путем согласования действий организаций МЧС России, где установлен ПАК "Стрелец-Мониторинг", организаций, ответственных за его развертывание и эксплуатацию и организаций, ответственных за противопожарное оборудование на объекте, что соответствует положениям, изложенным в Сборнике, а именно определено, что подключение к ПАК "Стрелец-Мониторинг" осуществляется после подачи заявки (п.3.1.1. Регламента).

 

Проверка технической возможности подключения пожарной сигнализации к ПАК "Стрелец-Мониторинг", проводится совместно представителями Хозоргана, Рабочей группой подразделения МЧС России. После принятия положительного решения пожарная сигнализация через объектовую станцию подключается к ПАК "Стрелец-Мониторинг"…

 

Действия по подключению объектовых станций к ПАК «Стрелец-Мониторинг», изложенные в Руководстве по эксплуатации СПНК 425628.003 РЭ, проводят организации, осуществляющие эксплуатационно-техническое обслуживание ПАК «Стрелец-Мониторинг».

В случае нарушения вышеописанного порядка подключения объектовых станций к ПАК «Стрелец-Мониторинг» ответственность за непрохождение тревожного сигнала от объекта защиты на пульт связи подразделения ФПС МЧС России возлагается как на должностное лицо территориального органа управления МЧС России или отряда ФПС МЧС России, принявшего такое решение, так и на организацию, проводившую подключение объектовой станции к ПАК «Стрелец-Мониторинг».

 

Поскольку эксплуатационно-техническое обслуживание ПАК «Стрелец-Мониторинг», установленного в пожарной части ФГКУ «73 пожарная часть Федеральной противопожарной службы по Свердловской области», осуществляется ООО «Сигнал», установлен запрет допуска к ПАК "Стрелец-Мониторинг» представителей сторонних организаций и частных лиц.

 

В соответствии с вышеупомянутым Порядком подключения истец не является участником процедуры подключения. Такими лицами являются: объект защиты, заинтересованный в прямой передаче сигнала о пожаре в пожарную часть для максимально оперативного тушения пожара и минимизации ущерба от пожара, Отряд, заинтересованный в максимально оперативном получении извещения о пожаре для скорейшего тушения пожара, сервисный центр, обслуживающий ПАК «Стрелец-мониторинг». Истец, будучи лицом, осуществляющим техническое обслуживание комплекса пожарной сигнализации (совокупность системы пожарной сигнализации и объектовых станций), выбранной Хозорганом, деятельность по подключению, тестированию комплекса пожарной сигнализации и принятию на охрану подразделениями пожарной охраны объектов Хозоргана не осуществляет (Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2016 по делу №А60-42925/2015).