Оставить заявку
Статьи и комментарии / Борьба с контрафактом и вопросы лицензирования в области пожарной безопасности
Борьба с контрафактом и вопросы лицензирования в области пожарной безопасности


Авторы: Нина Воронова, юрист, основатель ООО Консалтинговое бюро "Воронова и партнеры"; Виктор Кривошонок, Генерал-майор внутренней службы в отставке, бывший первый заместитель начальника Северо-Западного регионального центра МЧС России (по ГПС), к.т.н.

Трагедия в  Кемерово, унесшая жизни десятков людей, вскрыла, в числе других, проблему неработоспособных средств автоматической противопожарной защиты. При этом в «Зимней вишне» имелись как необходимые средства противопожарной защиты, так и договор с лицензируемой организацией на их техническое обслуживание. Последовавшие проверки торговых центров контрольно-надзорными органами актуализировали вопрос контрафактной пожарно-технической продукции и подложных «левых» сертификатов соответствия.

В деловых кругах неоднократно поднимался вопрос о том, что Федеральный закон от 28.12.2013 № 412 «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» фактически разрушил фундаментальные принципы технического регулирования и перевел процессы декларирования продукции, работ (услуг) на коммерческую основу, когда сертификат (декларацию) соответствия можно просто купить у органа по сертификации. В результате только на рынке пожарно-технической продукции, как отмечали эксперты ФГБУ ВНИИПО МЧС России, более 80 % наименований продукции имеют подложные «левые» сертификаты.  

Впервые серьезно вопрос борьбы с фальшивыми сертификатами был поднят на ежегодном Съезде Российского союза промышленников и предпринимателей в 2014 году. В своем выступлении член бюро РСПП, председатель комитета РСПП по техническому регулированию, председатель Свердловской областной организации РСПП, председатель совета директоров ОАО «Трубная металлургическая компания» Дмитрий Пумпянский отметил: «…пока, к сожалению, никак не решается серьёзнейшая проблема. В России процветает безнаказанный оборот фальшивых сертификатов, страдают в результате и потребители, и добросовестные производители. Достаточно просто зайти в интернет, и вы найдёте массу предложений по продаже сертификатов без проведения каких-либо испытаний. Больше 200 предложений на одном сайте. Сейчас необходимо в законодательной базе навести порядок, чтобы добросовестным производителям жилось лучше, естественно, и потребителям. Эта тема, к сожалению, не только Федеральной службы по аккредитации. Нужно, чтобы к борьбе с фальшивыми сертификатами серьёзно подключились компетентные правоохранительные органы».

Присутствовавший на заседании Владимир Путин согласился с важностью поднятой проблемы: «Теперь по поводу фальшивых сертификатов. Я редко заглядываю туда, где вы, видимо, живёте – в этот интернет, но обязательно обратим на это внимание, это точно, я вам обещаю. И наряду с имплементацией закона, федерального закона по аккредитации, мы, конечно, должны будем обратить внимание на эту негативную составляющую. Сделаем обязательно. Насколько это получится эффективно, сразу не знаю, но такое поручение правительству будет обязательно сегодня же сформулировано».


Правовые механизмы признания сертификатов соответствия недействительными

В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 29.02.2016 № ИШ-П7-1088 05.03.2019 в Государственную Думу внесен законопроект №658661-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О техническом регулировании». 09.04.2019 законопроект рассмотрен в первом чтении. Законопроектом предусматривается внесение изменений в Федеральный закон «О техническом регулировании» в целях установления правовых механизмов признания недействительными деклараций о соответствии и сертификатов соответствия. В настоящее время отсутствие таких механизмов в законодательстве Российской Федерации в области технического регулирования затрудняет своевременное изъятие из обращения опасной и незаконно выпущенной в обращение продукции.

Указанным законопроектом:

  • вводятся понятия «недействительность декларации о соответствии» и «недействительность сертификата соответствия»;
  • устанавливаются случаи, в которых декларации о соответствии или сертификаты соответствия подлежат признанию недействительными;
  • органы государственного контроля (надзора) наделяются полномочиями по признанию недействительными деклараций о соответствии и сертификатов соответствия, а также уточняются другие полномочия указанных органов;
  • устанавливается обязанность органа по сертификации, выдавшего сертификат соответствия на серийно выпускаемую продукцию, проводить инспекционный контроль за объектами сертификации в порядке и с периодичностью, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о техническом регулировании;
  • предусматривается возможность передачи на основе договора прав и обязанностей органа по сертификации в отношении сертификата соответствия, выданного на серийную продукцию (например, по выполнению инспекционного контроля), другому органу по сертификации, аккредитованному в национальной системе аккредитации.

Кроме того, Правительство Российской Федерации наделяется полномочиями по утверждению порядка признания недействительными деклараций о соответствии и сертификатов соответствия, порядка проверки действительности деклараций о соответствии или сертификатов соответствия органами государственного контроля (надзора), а также порядка проведения обязательной сертификации продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия.

Применение правовых механизмов признания недействительными деклараций о соответствии и сертификатов соответствия направлено на достижение целей технического регулирования и обеспечение экономической защиты потребительского рынка, в том числе от возможного ущерба населению, связанного с приобретением фальсифицированной продукции. Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г.

Предложения по борьбе с контрафактной продукцией

С учетом проводимой государственной политики, направленной на борьбу с контрафактной продукцией и фальшивыми сертификатами, полагаем, что МЧС России должно занять более активную позицию в области технического регулирования оборота пожарно-технической продукции, правовой основой которого являются Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Федеральный закон «О техническом регулировании», Федеральный закон «О пожарной безопасности» и Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Органы государственного пожарного надзора должны быть наделены правами и обязанностями:

  • по проведению контроля за сертифицированной продукцией, обеспечивающего получение информации о сертифицированной продукции в виде результатов испытаний и анализа состояния производства, о соблюдении условий и правил применения сертификата и знака обращения на рынке в целях подтверждения того, что сертификат соответствия на продукцию выдан в  соответствии с требованиями  действующего законодательства в области технического регулирования, а также того, что в течение времени действия сертификат продолжает соответствовать требованиям пожарной безопасности;
  • по принятию мер по отмене действия подложных «левых» сертификатов на пожарно-техническую продукцию, а также по приостановке и (или) аннулированию аккредитации органов по сертификации, выдавших указанные сертификаты.

Также за нарушение правил выполнения работ по сертификации либо выдача сертификата соответствия с нарушением требований законодательства о техническом регулировании необходимо ужесточить санкции по статью 14.47 КоАП.

Контроль за органами сертификации

Согласно Федеральному закону от 28.12.2013 № 412 «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» любое юридическое лицо и индивидуальный предприниматель могут получить аккредитацию как орган по сертификации и испытательная лаборатория, при условии соответствия критериям аккредитации, утвержденным приказом Минэкономразвития от 30.05.2014г. № 326.

С даты вступления Федерального закона от 28.12.2013г. № 412 «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» в силу и по настоящее время на рынке появилось значительное количество органов по сертификации и испытательных лабораторий, большинство из которых не соблюдают обязательные требования в области аккредитации. При этом основным нарушением является выдача подложных «левых сертификатов» и полный отказ от проведения инспекционного контроля за объектами сертификации.

Этот вывод подтверждается информацией, размещенной Федеральной службой по аккредитации на своем официальном сайте, согласно которой по заявлениям потребителей продукции и услуг Службой в 2018 году было проведено 1697 внеплановых проверок, в том числе органов по сертификации и испытательных лабораторий. По результатам проверок более чем в 70% процентов случаев Службой были выявлены нарушения требований законодательства Российской Федерации в деятельности аккредитованных лиц. По фактам выявленных нарушений Службой приняты решения о приостановлении действия аккредитации 210 аккредитованных лиц, прекращено действие аккредитации 89 аккредитованных лиц, составлен 771 протокол об административных правонарушениях в отношении юридических лиц, их руководителей и отдельных должностных лиц.

Среди аккредитованных лиц, в отношении которых приняты решения о приостановлении и прекращении действия аккредитации, присутствует значительное количество органов по сертификации и испытательных лабораторий, имеющих аккредитацию на право подтверждения соответствия пожарно-технической продукции требованиям Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

В целях пресечения недобросовестной деятельности органов по сертификации и испытательных лабораторий, имеющих аккредитацию на право подтверждения соответствия пожарно-технической продукции требованиям Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» необходимо статью 2 «Порядок и особенности аккредитации в отдельных сферах деятельности» Федерального закона от 28.12.2013г. № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации дополнить пунктом 8 следующего содержания: «Порядок аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по оценке (подтверждению) соответствия в отношении объектов защиты (продукции) требованиям пожарной безопасности устанавливается Правительством Российской Федерации». В последующем необходимо подготовить проект Постановления Правительства РФ, которым утвердить «Правила аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия объектов защиты (продукции) требованиям пожарной безопасности».

Правилами установить, что:

  • аккредитацию органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия объектов защиты (продукции) требованиям пожарной безопасности, в соответствии с настоящим положением осуществляют федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные в области пожарной безопасности;
  • аккредитация осуществляется на основе следующих принципов: самостоятельность федеральных органов исполнительной власти при осуществлении аккредитации; взаимное признание федеральными органами исполнительной власти результатов работ аккредитации; обеспечение равных условий заявителям на получение аккредитации.

Альтернативой данному предложению может быть предложение о внесении дополнений в Федеральный закон от 07.12.2002г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» в части нотификации органов по сертификации, аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации для выполнения работ по подтверждению соответствия объектов защиты (продукции) требованиям пожарной безопасности.

Лицензирование деятельности в области пожарной безопасности

Одним из способов государственного регулирования в сфере обеспечения пожарной безопасности является лицензирование деятельности в области пожарной безопасности и лицензирование деятельности по монтажу и техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности. 

Считаем целесообразным ввести лицензирование деятельности в области разработки,  производства и реализации пожарно-технической продукции, что будет способствовать не только ограничению обращения на территории России контрафактной пожарно-технической продукции, но и решению ряда основных задач, обозначенных в «Основах государственной политики Российской Федерации в области пожарной безопасности на период до 2030 года», утвержденных Указом Президента РФ от 01.01.2018 № 2, в частности:

  • снижения риска причинения вреда (ущерба) третьим лицам в результате пожара;
  • обеспечения эффективного функционирования и развития пожарной охраны;
  • дальнейшего развития и внедрения организационных, технических, социально-экономических и других мер, направленных на профилактику пожаров;
  • разработке и внедрению инновационных технологий обнаружения пожаров в начальной фазе их возникновения, своевременного оповещения людей о пожарах, а также тушения пожаров.

Введение лицензирования деятельности в области разработки, производства и реализации пожарно-технической продукции на основании Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» позволит обеспечить единство экономического пространства пожарно-технической продукции на территории Российской Федерации за счет установления МЧС России единого порядка лицензирования указанной деятельности и установления исчерпывающих перечней лицензионных требований в отношении лицензируемого вида деятельности положениями о лицензировании вида деятельности.

В перечень лицензионных требований должны быть включены требования о наличии у соискателя лицензии:

  • разработчиков пожарно-технической продукции со специальным высшим профессиональным образованием,
  • производственных мощностей с соответствующим оборудованием, инженерно-техническим персоналом и рабочими соответствующей квалификации,

Федеральный закон о лицензировании позволит проводить плановые и внеплановые проверки лицензиатов, в том числе совместные проверки с органами по сертификации. Это будет способствовать повышению качества выпускаемой пожарно-технической продукции и позволит искоренить практику, когда юридические лица ввозят из-за границы, в первую очередь стран ближнего зарубежья, комплектующие изделия, собираемые впоследствии «в подвалах на коленке», выдавая в последующем готовую продукцию, даже не прошедшую внутрипроизводственный контроль качества, за продукцию собственной разработки и производства.


Источник: Журнал "Системы безопасности", №6, 2019

КОНТАКТЫ
Воронова Нина Владимировна
Кривошонок Виктор Валентинович
© Воронова и партнеры