Оставить заявку
Судебная практика / МЧС России вправе использовать только специализированное оборудование, принятое на снабжение
МЧС России вправе использовать только специализированное оборудование, принятое на снабжение


Обязанность подразделений МЧС России использовать только специализированное противопожарное оборудование. МЧС не имеет права принимать во владение, не специализированное оборудование, не прошедшее государственных испытаний. Единственным специализированным оборудованием по приему сигнала на пульт подразделения ГПС ФПС МЧС России является  ПАК «Стрелец-Мониторинг».

ДЕЛО №А55-20859/2013


 «… не всякое оборудование может быть применено в сетях связи, построенных на частотном ресурсе, выделенном Министерством обороны Российской Федерации для МЧС России в целях разработки и использования… ПАК «Стрелец-Мониторинг».
...Все оборудование, применяемое в сети радиосвязи МЧС, должно быть на снабжении и во владении МЧС и работать на выделенных частотах.

Любое оборудование, не находящееся на снабжении и во владении МЧС, применяться на частотах, выделенных для МЧС, не может.
Использование частот, выделенных для МЧС частотными органами МО, любыми другими пользователями не допускается. Таким образом, система радиосвязи, построенная МЧС на частотах, выделенных МО - это исключительно внутренняя система, никакой из элементов которой не может быть вне владения МЧС и тем более использоваться для предоставления возмездных услуг.

Само оборудование, на котором строится сеть радиосвязи относится к категории «Вооружение и военная техника», имеет соответствующий код и принято на снабжение установленным в МЧС порядком. Любое другое оборудование может быть установлено в этой системе радиосвязи, если оно таким же образом поставлено на снабжение МЧС.

Никаких других способов применения оборудования внешних по отношению к МЧС владельцев и пользователей невозможно. Поэтому оборудование должно соответствовать требованиям, установленным МЧС к ПАК «Стрелец-Мониторинг» (Приказ №743 от 28.12.2009), быть на снабжении в МЧС, быть во владении в подразделении МЧС, иметь присвоенную радиочастоту в диапазоне частот, выделенных Решением от 29.11.2010 № 205/307/1979 первого заместителя Министра обороны Макарова для применения МЧС России и не использоваться для предоставления возмездных услуг.

Подключение к сети МЧС возможно исключительно путем поставки в МЧС оборудования, совместимого с ПАК «Стрелец-Мониторинг» и дальнейшего   его   подключения   и   ввода в эксплуатацию силами МЧС. МЧС не имеет права принимать оборудование во владение, не состоящее на снабжении в МЧС.

МЧС не является субъектом коммерческой деятельности. Ответственность за предотвращение пожаров и, соответственно, за канал радиосвязи от объектовой станции до приемной возложена на МЧС. Поэтому канал радиосвязи от объекта до приемника в пожарной части находится в ведении МЧС. Условием подключения любого элемента в сеть МЧС является постановка его на снабжение в МЧС установленным порядком, работа на частотах, выделенных МО для МЧС, соответствие спецификации ПАК «Стрелец-Мониторинг». (Постановление Одиннадцатого апелляционного суда  от 13.03.2015  по делу №А55-20859/2013).

ДЕЛО № А64-1673/2015


 «… Пунктом 2 Приказа МЧС России система ПАК "Стрелец-Мониторинг" отнесена к специализированной противопожарной технике, в связи с чем установлен код по Классификатору вооружения, военной техники и других материальных средств Министерства обороны РФ - КВТ МО XI Д2 0908. Приложением N 2 к Приказу N 743 установлено, что ПАК "Стрелец-Мониторинг" имеет код ОКП 80 2400 0007.

… Согласно Общероссийскому классификатору продукции ОК 0005-936 к коду 80 2400 8 относится "Оборудование противопожарное специализированное для ведения аварийно-спасательных работ". Установленные к ПАК "Стрелец-Мониторинг" повышенные требования обеспечивают выделенные каналы связи с контролируемым двусторонним обменом. В связи с постановкой на вооружение МЧС России ПАК "Стрелец-Мониторинг" технологическая схема передачи извещений о пожарах от объектов защиты изменена на мониторинговую систему. Для обеспечения функционирования ПАК "Стрелец-Мониторинг" МЧС России Министерством обороны России выделен радиочастотный канал связи, который относится к сетям связи специального назначения, обеспечивающим государственную безопасность (ст. 16 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи"). Использование частот, выделенных для МЧС России частотными органами Министерства обороны России, любыми другими пользователями не допускается» (Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 10 марта 2016 г. по делу № А64-1673/2015).

ДЕЛО№ А84-3010/2015


«…ПАК "Стрелец-Мониторинг" разработан Федеральным государственным бюджетным учреждением "Всероссийский ордена "Знак почета" научно-исследовательский институт противопожарной обороны МЧС России" (ФГБУ ВНИИПО МЧС России) во исполнение требований части 7 статьи 83 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности.

Объектовые станции, позволяющие выводить тревожные сигналы по различным каналам связи от объектов защиты на пультовое оборудование ПАК "Стрелец-Мониторинг", установленное в подразделениях пожарной охраны, могут быть любых производителей при условии наличия сертификата соответствия требованиям ГОСТ Р 53325-2012. Их совместимость с прибором пультовым оконечным (станцией) ПАК "Стрелец-Мониторинг" должна подтверждаться в ходе проведения обязательных государственных или приравненных к ним испытаний на соответствие техническим характеристикам, изложенным в приложении 1 к Приказу МЧС России от 28.12.2009 N 743.
В соответствии с Приказом МЧС России от 28.12.2009 N 743 ПАК "Стрелец-Мониторинг" принят на снабжение в системе МЧС России для оснащения подразделений МЧС России.

В соответствии с Положением, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 11.07.2004 N 868, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) является федеральным органом исполнительной власти по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

МЧС России в рамках своих полномочий, определенных подпунктом 14 пункта 9 "Положения о МЧС России", утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11.07.2004 N 868, установило своими нормативными правовыми актами и технической документацией обязательные требования в области технического регулирования к ПАК "Стрелец-Мониторинг", поставляемому в подразделения и части ФПС по государственному оборонному заказу, а также к процессам его монтажа, наладки, эксплуатации, в том числе и требования к техническим характеристикам, к средствам, способом и порядку подключения оборудования, не принятого на вооружение (снабжение) в системе МЧС России, но функционально взаимодействующего с ПАК "Стрелец-Мониторинг".

В соответствии с подпунктом 14 пункта 9 "Положения о МЧС России" МЧС России 06.03.2014 утвержден "Сборник проектов типовых документов для территориальных органов МЧС России по субъектам РФ и их подразделений, регламентирующих вопросы ввода в эксплуатацию и последующего применения программно-аппаратного комплекса системы мониторинга, обработки и передачи данных о параметрах возгорания, угрозах и рисках развития крупных пожаров в сложных зданиях и сооружениях с массовым пребыванием людей, в том числе в высотных зданиях" (Сборник).

Согласно письму ФГБУ ВНИИПО МЧС России от 24.10.2014 N 4855-17-1-03, порядок ввода в эксплуатацию и последующего применения ПАК "Стрелец-Мониторинг" определен в Сборнике.

В соответствии с рекомендациями, содержащимися в Сборнике, МЧС России определило последовательность действий по подключению пожарных сигнализаций к ПАК "Стрелец-Мониторинг", заводом-изготовителем которого является ЗАО "АРГУС-СПЕКТР".
Процесс подключения пожарной сигнализации к ПАК "Стрелец-Мониторинг" представляет собой работу по организации передачи извещений о пожаре по каналам связи, посредством прибора объектового оконечного, устанавливаемого на объекте защиты, и приему извещений о пожаре в пункте централизованного наблюдения, посредством прибора пультового оконечного…

Действия по подключению объектовых станций к ПАК "Стрелец-Мониторинг", изложенные в Руководстве по эксплуатации СПНК 425628.003 РЭ, проводят организации, осуществляющие эксплуатационно-техническое обслуживание ПАК "Стрелец-Мониторинг".
В случае нарушения указанного выше порядка подключения объектовых станций к ПАК "Стрелец-Мониторинг" ответственность за непрохождение тревожного сигнала от объекта защиты на пульт связи подразделения ФПС МЧС России возлагается как на должностное лицо территориального органа управления МЧС России или отряда ФПС МЧС России, принявшего такое решение, так и на организацию, проводившую подключение объектовой станции к ПАК "Стрелец-Мониторинг»…

Как видно из материалов дела, во исполнение законодательства в области пожарной безопасности, в рамках благотворительной деятельности в пожарных частях города Севастополя размещены ПАК "Стрелец-Мониторинг" и комплекты ретрансляционного оборудования.

Как отражено в отзыве Главного управления МЧС России по г. Севастополю от 15.02.2016, представленному в суд первой инстанции, оборудование ПАК "Стрелец-Мониторинг" отвечает критериям надежности, позволяет принимать сообщения о пожаре как по радиоканалу, так и GSM-каналу и имеет сертификат на соответствие требованиям ГОСТ Р 53325-2012, в том числе на соответствие требований пунктов 9.2.2 - 9.2.6, 9.2.8 - 9.2.10 ГОСТ Р 53325-2012, предъявляемых к системе передачи извещений.
В нарушение статьи 65 АПК РФ доказательств того, что оборудование ПАК "Стрелец-Мониторинг", переданное по договору ссуды, не отвечает критериям надежности, в материалы дела не представлено.

Учитывая, что система ПАК "Стрелец-Мониторинг" является техникой специального назначения, а не товаром, данное оборудование было принято от изготовителя ЗАО "АРГУС-СПЕКТР" и размещено в 2014 году в пожарных частях города Севастополя в благотворительных целях (абзацы 2, 10-12 пункта 1 статьи 2 Закона о благотворительной деятельности) через ООО "СПМ-92", который является официальным сервисным центром ЗАО "АРГУС-СПЕКТР"». (Постановление Двадцать первого апелляционного суда  от 11.07.2016  по делу №А84-3010/2015).

Примечание: 29.01.2016 г. Министром МЧС России Пучковым В.А. подписан Приказ №35 о признании утратившим силу приказа МЧС России №743 от 28.12.2009г., которым программно-аппаратный комплекс «Стрелец-Мониторинг» был принят на снабжение.
С отменой приказа № 743, Министерство потребовало от подразделений МЧС России в кратчайшие сроки демонтировать ПАК «Стрелец-Мониторинг», установленный в  Федеральной противопожарной службе  МЧС России.

Как следует из п.2  Приказа МЧС России № 35 от 29.01.2016, он подготовлен Министром МЧС России в целях отказа МЧС России от исполнения требований, предусмотренных  частью 7 статью 83 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» об обязательном дублирования сигналов о возникновении пожара на объектах класса функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2 на пульт подразделения пожарной охраны, в части возможности передачи таких сигналов коммерческими организациями, иными словами – в целях отказа МЧС России от исполнения государственной функции в области пожарной безопасности на территории Российской Федерации.

Пункт 2 Приказа МЧС России № 35 от 29.01.2016  с очевидностью  предполагает, что  законодателем будет поддержана  инициатива Министра МЧС России Пучкова В.А.  по изменению  схемы передачи извещений, а именно,   сигнал о пожаре, по мнению Пучкова В.А. будет передаваться  на пульт коммерческой  организации, минуя подразделение пожарной охраны.
Следует учитывать, что часть 7 статьи 83 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» о возможности дублирования сигналов о возникновении пожара на объектах класса функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2 на пульт подразделения пожарной охраны, в части запрета  передачи таких сигналов через транслирующие организации, в настоящее время является действующей.

Более того,  ранее аналогичный законопроект, подготовленный МЧС России, уже был отклонен как несостоятельный, по тем основаниям,  что, во-первых, передача сигнала через посредника приведет именно к задержке приезда пожарных и, как следствие, к возможности гибели людей: «Не обеспечен вывод сигналов о срабатывании автоматических установок противопожарной защиты указанных объектов на пульты пунктов связи пожарно-спасательных подразделений. А это время, которое теряется на вызов пожарной охраны, теряем по этой же причине и наших граждан» (из выступления С.К. Шойгу).

Свои инициативы МЧС России мотивировало следующим: «В Российской Федерации в настоящее время существует значительное количество мониторинговых центров, частных охранных предприятий и иных организаций, предоставляющих подобные услуги, которые способствуют занятости населения, создавая дополнительные рабочие места…» (см. ответ МЧС России в адрес Общественной организации «Деловая Россия», выступившей с резкой критикой попыток внесения изменений в часть 7 статьи 83 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности).

Оценка названному приказу № 35 была дана Семнадцатым арбитражным апелляционным судом по делу №А60-42925/2015.

ДЕЛО№ А60-42925/2015


 «Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что Приказ МЧС России от 28.12.2009 № 743 был отменен Приказ МЧС России от 29.01.2016 N 35 "О признании утратившими силу некоторых приказов МЧС России и организации работы по совершенствованию систем передачи информации о возникновении пожара и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", что является основанием для удовлетворения иска, отклоняется судом апелляционной инстанции в связи со следующим.

В пунктах 2,3,4 Приказа №35 от 29.01.2016 указано: директору Департамента надзорной деятельности и профилактической работы представить в установленном порядке предложения по внесению изменений в законодательство Российской Федерации, регулирующее вопросы пожарной безопасности, в части, касающейся ликвидации технических ограничений по способам дублирования сигналов о возникновении пожара на пульт пожарно-спасательных подразделений и центры управления в кризисных ситуациях территориальных органов МЧС России. Департаменту гражданской защиты совместно с Департаментом развития, федеральным государственным бюджетным учреждением "Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России" (далее - ФГБУ ВНИИ ГОЧС) и федеральным казенным учреждением "Национальный центр управления в кризисных ситуациях МЧС России" подготовить предложения о техническом оснащении средствами приема информации об угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера центров управления в кризисных ситуациях территориальных органов МЧС России и единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований в рамках создания комплексных систем безопасности жизнедеятельности. Начальникам Научно-технического управления, Управления информационных технологий и связи, федерального государственного бюджетного учреждения "Всероссийский ордена "Знак Почета" научно-исследовательский институт противопожарной обороны МЧС России" и ФГБУ ВНИИ ГОЧС разработать до 01.03.2016 технические требования к беспроводной передаче информации о возникновении пожара и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в подразделения пожарной охраны и центры управления в кризисных ситуациях территориальных органов МЧС России.

Вместе с тем, не представлено доказательств, что в соответствии с приказом №35 от 29.01.2016 поступили изменения к техническим требованиям для беспроводной передачи информации о возникновении пожара и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в подразделения пожарной охраны и центры управления в кризисных ситуациях территориальных органов МЧС России, в главное управление МЧС России по Свердловской области. Таким образом, в период принятия обжалуемого решения, а также настоящего постановления, у суда апелляционной инстанции нет доказательств изменения законодательных актов в части требований к программно-аппаратным комплексам. Что также подтверждается письмом Главного управления МЧС России по Свердловской области №454-5-6 от 29.03.2016» (Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2016 по делу №А60-42925/2015).

КОНТАКТЫ
Воронова Нина Владимировна
Кривошонок Виктор Валентинович
© Воронова и партнеры