Оставить заявку
Назад к списку

Комментарии к изменениям в №123-ФЗ и №69-ФЗ по пожарному мониторингу

Федеральным законом от 01.04.2022 № 80 в первую часть статьи 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон о пожарной безопасности), определяющую полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации, внесены дополнения следующего содержания: «утверждение порядка организации дублирования сигналов о возникновении пожара в подразделения пожарной охраны в соответствии с частью 7 статьи 83 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».







В настоящее время в часть 7 статьи 83 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» внесены изменения, о которых будет сказано чуть позже.


Следует отметить, что «Порядок организации дублирования сигналов…» и «порядок дублирования сигналов…» – принципиально разные вещи. Ключевым словом в названной норме является слово «организации», поскольку органы государственной власти субъектов Российской Федерации в принципе не участвуют в правоотношениях, регулирующих процессы передачи сигналов о возникновении пожара в подразделения пожарной охраны.


Пожарная безопасность – состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров – есть разновидность государственной безопасности (статья 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон о пожарной безопасности)).


Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности» определяет, что федеральные органы исполнительной власти выполняют задачи в области обеспечения безопасности в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации (ст. 11). Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают исполнение законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности (ст. 12).


Поэтому чтобы разобраться в полномочиях органов государственной власти субъектов Российской Федерации, необходимо изучить вопрос исполнения на территории РФ положений части 7 статьи 83 Федерального закона № 123-ФЗ. Указанная норма, как в предыдущей, так и в новой редакции, предписывает обеспечить передачу извещений о пожаре из зданий учреждений дошкольного, школьного профессионального и высшего образования, учреждений здравоохранения, специализированных домов престарелых и инвалидов, интернатов, гостиниц, общежитий, спальных корпусов санаториев и домов отдыха общего типа, кемпингов, мотелей и пансионатов в подразделение пожарной охраны в автоматическом режиме.


Слова «без участия персонала объектов и транслирующих сигнал организаций» были заменены словами «в автоматическом режиме», что по смыслу идентично.


Для исполнения требований части 7 статьи 83 Федерального закона № 123-ФЗ надлежит учитывать 3 основополагающих фактора, определяющих порядок ее исполнения:


  1. Подразделения пожарной охраны относятся к экстренным оперативным службам. Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2021 г. №1453 утвержден Перечень экстренных оперативных служб, в который включены служба пожарной охраны и служба реагирования в чрезвычайных ситуациях.
  2. Порядок вызова экстренных оперативных служб (пожарной охраны) регулируется Федеральным законом от 07.07.2003 №126-ФЗ "О связи" (далее - Федеральный закон о связи), согласно которому для вызова экстренных оперативных служб используется федеральная связь - сеть связи специального назначения (ч.1 ст. 16 Федерального закона о связи).
  3. Услуги связи на территории Российской Федерации оказываются операторами связи пользователям услугами связи на основании договора об оказании услуг связи, заключенного в соответствии с гражданским законодательством и правилами оказания услуг связи (п.1 ст. 44 Федерального закона о связи). Оператор связи - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги связи на основании соответствующей лицензии (п. 12 ст. 2 Федерального закона о связи).


Таким образом, для исполнения ч.7 ст. 83 Федерального закона № 123-ФЗ применяются сети связи специального назначения, территориальный орган МЧС России, (спецпользователь) обязан заключить государственный контракт с оператором связи на выполнение работ и (или) оказание услуг связи в целях обеспечения функционирования сети связи, предназначенной для вызова экстренных оперативных служб (пожарной охраны) в автоматическом режиме (ч. 7 ст. 83 Федерального закона №123-ФЗ).


В государственном контракте предусматриваются, в том числе:


  • порядок эксплуатационно-технического обслуживания средств и линий связи, используемых для оказания спецпользователю услуг связи;
  • порядок принятия мер по обеспечению устойчивого функционирования сетей связи и др.


В обязанности органов государственной власти субъектов Российской Федерации как владельцев объектов защиты входит, соответственно, оснащение системы пожарной сигнализации РЭС, предназначенными для вызова экстренных оперативных служб (пожарной охраны) в автоматическом режиме и поддержание их в состоянии работоспособности.


В указанных целях должны быть заключены договоры со специализированными организациями, имеющими лицензию на монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем и средств противопожарной защиты.  

КОНТАКТЫ
Воронова Нина Владимировна
Кривошонок Виктор Валентинович
© Воронова и партнеры