19.04.2018г. Верховный Суд Российской Федерации отказал в передаче кассационной жалобы Челябинского УФАС России для рассмотрения в Судебной коллегии Верховного Суда РФ (Дело № А76-8279/2016).
Обстоятельства дела
ООО «Рубеж» обратилось с заявлением в Челябинское УФАС России на нарушение Главным управлением МЧС России по Челябинской области и обществом ИТЦ «СпецМонтаж» Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 №135-ФЗ (далее – Закон о защите конкуренции), которое выразилось в одностороннем расторжении договора, заключенного с ООО «Рубеж», о передаче в благотворительных целях специализированного пожарно-технического оборудования ПАК «Стрелец-Мониторинг», предназначенного для приема сигналов в автоматическом режиме от объектов защиты.
По заявлению ООО «Рубеж» Управлением возбуждено дело № 37-07/15 по признакам нарушения Главным управлением МЧС России по Челябинской области, обществом ИТЦ «СпецМонтаж» и ООО «Рубеж» частей 1 и 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
По результатам рассмотрения дела № 37-07/15 комиссией Управления принято решение от 11.03.2016, в соответствии с которым Главное управление МЧС России по Челябинской области, заключившее договоры с ООО «Рубеж» и с ООО ИТЦ «СпецМонтаж» об установке в отрядах ФПС МЧС России оборудования ПАК «Стрелец-Мониторинг», без проведения публичных торгов, предусмотренных федеральным законом от 05.04.2013г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе), признаны нарушившими часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции. Управление обязало Главное управление МЧС России по Челябинской области расторгнуть договоры с ООО ИТЦ «СпецМонтаж»; проинформировать объекты защиты, системы пожарной сигнализации которых подключены к ПАК «Стрелец-Мониторинг», о расторжении договоров с ООО ИТЦ «СпецМонтаж».
Свое решение Челябинское УФАС России мотивировало тем, что:
- Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» не установлено, что он не распространяет свое действие на отношения в области обеспечения пожарной безопасности. Соответственно, на отношения, связанные с обращением ПАК «Стрелец-Мониторинг», распространяются положения Закона о защите конкуренции.
- Предоставление безвозмездной помощи противопожарной службе МЧС России в рамках благотворительности в виде безвозмездной передачи в пользование ПАК «Стрелец-Мониторинг» и безвозмездного оказания услуг по его установке, пусконаладочным работам, техническому обслуживанию не допускается без проведения конкурсных процедур, предусмотренных законодательством о контрактной системе в сфере закупок.
Действующим законодательством не предусмотрена обязанность владельцев объектов защиты обеспечивать дублирование сигналов о возникновении пожара исключительно в подразделения федеральной противопожарной службы. Следовательно, объекты защиты самостоятельно осуществляют выбор вида пожарной охраны, в который будет осуществляться дублирование сигналов о возникновении пожара.
Признавая недействительным решение Челябинского УФАС России, суды указали:
- Определение порядка эксплуатации ПАК "Стрелец-Мониторинг", в том числе и порядка вывода сигналов о пожаре с объектов защиты на пультовое оборудование ПАК "Стрелец-Мониторинг", установленное в подразделениях ФПС МЧС России, находится в прямой компетенции территориального органа МЧС России и осуществляется им в соответствии с действующим законодательством в области обеспечения пожарной безопасности и разработанными в соответствии с ним ведомственными нормативными актами. Указанная деятельность территориального органа МЧС России осуществляется исключительно в целях защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожаров, не имеет экономического и конкурентного характера, а потому положения Закона о защите конкуренции на нее не распространяются.
- Имевшее место в данном случае предоставление безвозмездной помощи противопожарной службе МЧС России в рамках благотворительности в виде безвозмездной передачи в пользование ПАК "Стрелец-Мониторинг" и безвозмездного оказания услуг по его установке, пуско-наладочным работам, техническому обслуживанию (на основании заключенных с ООО "Рубеж" и ООО ИТЦ "СпецМонтаж" договоров) допускается без проведения конкурсных процедур, предусмотренных законодательством о контрактной системе в сфере закупок (предоставление имущества и оказание услуг на безвозмездной основе не является закупкой товара по смыслу Закона о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд).
- Требование Челябинского УФАС России о расторжении договора противоречит п. 3 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции, не наделяющему антимонопольный орган полномочиями на выдачу предписаний подобного рода (требование о расторжении договора антимонопольным органом может быть предъявлено только в судебном порядке в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции).
- Антимонопольный орган указывает, что закон не предусматривает обязанность владельцев объектов защиты обеспечивать дублирование сигналов о пожаре исключительно в подразделения противопожарной службы.
Диспетчер гарнизона пожарной охраны обязан осуществлять прием и отработку сообщений о пожаре (вызове) по телефонным линиям связи или другим способом (пункт 2.7 Порядка организации службы в подразделениях пожарной охраны, утвержденного приказом МЧС России от 05.04.2011 № 167).В целях материально-технического обеспечения технологической схемы передачи извещения о пожаре разработан ПАК «Стрелец-Мониторинг», принятый на снабжение в системе МЧС России Приказом МЧС России от 28.12.2009 №743.
Для обеспечения функционирования ПАК «Стрелец-Мониторинг» Министерством обороны России МЧС России выделен радиочастотный канал связи, который относится к сетям связи специального назначения, обеспечивающим, государственную безопасность (статья 16 Федерального закона «О связи»)».