Оставить заявку
Судебная практика / Обязательность использования радиоканала для передачи сигнала о пожаре
Обязательность использования радиоканала для передачи сигнала о пожаре


Недопустимость для приема/передачи сигналов о пожаре использования подразделениями МЧС России коммерческих каналов связи GSM, Интернет и др. Использование коммерческих каналов связи GSM, Интернет и др.  предполагает введение посредника в схему передачи извещений о пожаре. Прием-передача тревожных сообщений в настоящее время может осуществляться только по одному каналу, выделенному МЧС России для РСПИ «Стрелец-Мониторинг».


ДЕЛО № А56-9150/2011


«…Система имеет существенные нарушения условий Контракта: система функционирует в нарушение требований пожарной безопасности, так как для передачи сигнала привлекается значительное число третьих лиц ("Участие в "Системе ..." принимают третьи лица: оператор связи, собственник абонентского устройства, собственник базы данных, собственник адресного ретранслятора, собственник программного обеспечения. При таком количестве участников "Системы ..." также нарушена "целостность ... системы передачи извещений о пожарах", при выходе из "Системы ..." любого участника, "Система ..." разваливается"; имеющаяся схема, в документации, представленной истцом, задействует всех указанных третьих лиц, в том числе операторов сотовой связи, интернет-провайдеров.

Способ передачи извещений, выбранный истцом - канал стандарта GSM не обеспечивает надежность работы Системы…Организация истцом передачи извещений о пожарах исключительно по каналам GSM нарушает пункт 1 Технического задания, так как прием-передача тревожных сообщений в настоящее время может осуществляться только по одному каналу.

Кроме того, в соответствии с пунктом 14.4 СП 5.13130.2009 "Свода правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования" передача извещений о пожаре в подразделение пожарной охраны осуществляется без участия третьих лиц и любых организаций, транслирующих данный сигнал.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 31.12.2004 N 895 "Об утверждении Положения о приоритетном использовании, а также приостановлении или ограничении использования любых сетей связи и средств связи во время чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", в связи с проведением неотложных мероприятий в области обеспечения правопорядка и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, предусматривается приостановление использования сетей связи и средств связи либо полное прекращение такого использования. Правом прекращения (приостановления) использования обладают Минобороны РФ, МВД РФ, МЧС России, ФСБ РФ, ФСО РФ, Минюст России, Служба внешней разведки Российской Федерации.

Согласно пункту 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 25.05.2005 N 328 "Об утверждении Правил оказания услуг подвижной связи" при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера оператор связи вправе временно прекращать или ограничивать абоненту оказание услуг подвижной связи.

Таким образом, при чрезвычайной ситуации ОАО "Мегафон", ОАО "МТС", иной оператор сотовой связи, прекратив оказание услуг подвижной связи истцу, остановит работу Системы, что недопустимо...» (Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда по делу №А56-9150/2011).

Примечание: Использование коммерческих каналов связи GSM, Интернет и др.  предполагает не только введение посредника в схему передачи извещений о пожаре, но и передачу сигнала о пожаре на платной основе.  В то же время, законодательством РФ предусмотрено, что  тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ осуществляются на безвозмездной основе, если иное не установлено законодательством РФ (ст. 22 ФЗ «О пожарной безопасности»). Пунктом 2.1 Порядка тушения пожаров подразделениями пожарной охраны, утвержденного приказом МЧС России от 31.01.2011 № 156, установлено, что действия подразделений по тушению пожара и проведению аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров, начинаются с момента получения сообщения о пожаре и считаются законченными по возвращению сил и средств на место постоянного расположения.

В силу статьи 52   Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон о связи) вызов экстренных оперативных служб является бесплатным на всей территории Российской Федерации.

Таким образом, использование коммерческих каналов связи GSM, Интернет и др. подразделениями пожарной охраны:

1) нарушает ч. 7 статьи 83 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности);
2)  нарушает ст. 22 ФЗ «О пожарной безопасности» и ст. 52 Закона о связи.

Поскольку обеспечение передачи извещений о пожаре в подразделения пожарной охраны осуществляется по прямому бесплатному радиоканалу, выделенному МЧС России Министерством обороны РФ для РСПИ «Стрелец-Мониторинг»,  объект защиты не несет финансовых затрат за передачу, прием и отработку извещения о пожаре, поступившего в автоматическом режиме в подразделения пожарной охраны.

Следовательно, использование коммерческих каналов связи GSM, Интернет и др. для передачи сигнала о пожаре фактически предусматривает для частных структур возможность использовать государственные материальную базу и людские ресурсы (МЧС России) при приеме-передаче извещений о пожаре от объектов в пожарную часть. Свой «бизнес» данные организации, как мы понимаем,  строят таким образом, что, заключая договоры с бюджетными организациями – социально-значимыми объектами на техническое обслуживание объектовых станций, они  получают с объектов соответствующую оплату за использование коммерческих каналов связи, то есть фактически – за передачу сигнала о пожаре.  На самом же деле прием-передача извещений о пожаре является государственной функцией и осуществляется МЧС России для объектов защиты на безвозмездной основе. 

КОНТАКТЫ
Воронова Нина Владимировна
Кривошонок Виктор Валентинович
© Воронова и партнеры