Оставить заявку
Судебная практика / Техническое обслуживание. Технический мониторинг.
Техническое обслуживание. Технический мониторинг.


Техническое обслуживание пожарной сигнализации, объектовой станции и канала связи между ними обеспечивается одним лицом. Техническое обслуживание оборудования, обеспечивающего выполнение требований ч. 7 ст. 83 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности (вывод сигнала о пожаре в подразделение пожарной охраны на пульт ПАК «Стрелец-Мониторинг») предполагает, в том числе, обязательность осуществления технического мониторинга – контроля за работоспособностью системы пожарной сигнализации, объектовой станции и функционирования каналов связи и производство ремонта указанных средств в случае неисправности.

Примечание: Под средствами, подлежащими техническому обслуживанию, в данном конкретном случае понимается совокупность всех технических средств, которые обеспечивают выполнение требований ч. 7 ст. 83 в Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Технический регламент о требованиях пожарной безопасности) и которые прямо обозначены в данной норме закона.

Согласно п.23 ст.2 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности, пожарная сигнализация - совокупность технических средств, предназначенных для обнаружения пожара, обработки, передачи в заданном виде извещения о пожаре, специальной информации и (или) выдачи команд на включение автоматических установок пожаротушения и включение исполнительных установок систем противодымной защиты, технологического и инженерного оборудования, а также других устройств противопожарной защиты;
 Система передачи извещений о пожаре (СПИ) - совокупность совместно действующих технических средств, предназначенных для передачи по каналам связи и приема в пункте централизованного наблюдения извещений о пожаре на охраняемом объекте, служебных и контрольно-диагностических извещений, а также (при наличии обратного канала) для передачи и приема команд телеуправления (п.37 ст.2 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности).

Разделом 9 ГОСТ 53325 - 2012   регламентировано, что система передачи извещения о пожаре включает в себя приборы объектовые оконечные (объектовые станции), ретрансляторы и приборы пультовые оконечные.

Согласно ГОСТ 31817.1.1- 2012 (IEC 60839-1-1:1988) «Системы тревожной сигнализации», принятому Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 15 ноября 2012 г. № 42), системы передачи извещений являются  составной частью системы охранной или охранно-пожарной сигнализации, состоящей из совместно действующих технических средств, предназначенных для передачи по каналам связи и приема в пункте централизованной охраны извещений о тревоге на охраняемых объектах, служебных и контрольно-диагностических извещений и, при наличии обратного канала, для передачи и приема команд управления и сообщений оператора пункта централизованной охраны.

То есть, объектовая станция «Стрелец-Мониторинг»  не является  самостоятельным устройством, это – всего лишь  один из элементов системы передачи извещений о пожаре (СПИ), входящей в состав  системы пожарной сигнализации объекта.  

Прибор оконечный объектовый (ПОО) (объектовая станция) не способен самостоятельно функционировать, отдельно от установок пожарной  сигнализации, поскольку он не формирует  сигнал, а – лишь передает его по каналам связи от системы пожарной сигнализации.  Это, в свою очередь означает, что услуг «по техническому обслуживанию объектовых станций «Стрелец-Мониторинг» не существует. Заключение подобных договоров означало бы обман со стороны такой обслуживающей организации.  

Согласно ГОСТ 18322-78* «Система технического обслуживания и ремонта техники. Термины и определения», техническое обслуживание и ремонт — комплекс операций или операция по поддержанию работоспособности или исправности изделия при использовании по назначению, ожидании, хранении и транспортировании.

Согласно ГОСТ Р 54101-2010 «Средства автоматизации и системы управления. Средства и системы обеспечения безопасности. Техническое обслуживание и текущий ремонт» ТО и ТР систем проводятся с целью обеспечения выполнения функций, предусмотренных проектом, целостности систем, работоспособности и функциональной безопасности в течение всего срока эксплуатации, предусмотренного проектной и технической документацией.

В соответствии с пунктом 61 Правил противопожарного режима, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года No390 «при монтаже, ремонте и обслуживании средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений должны соблюдаться проектные решения, требования нормативных документов по пожарной безопасности и (или) специальных технических условий».

ДЕЛО№ А57-1796/2016


«…Таким образом, на указанном объекте системы пожарной сигнализации должны обеспечивать подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения, с дублированием сигналов от автоматической пожарной сигнализации на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации.

ПАК "Стрелец-Мониторинг" разработан ФГБУ "Всероссийский ордена "Знак почета" научно-исследовательский институт противопожарной обороны МЧС России (ФГБУ ВНИИПО МЧС России) во исполнение вышеуказанных требований части 7 статьи 83 Технического регламента.

В соответствии с техническими условиями на ПАК "Стрелец-Мониторинг" (ТУ 4372-119-220725-2009), согласованными ФГБУ ВНИИПО МЧС России, как разработчиком комплекса, комплекс должен обеспечивать, в том числе:

сбор, хранение и передачу статистической информации о состоянии систем пожарной сигнализации в зданиях и сооружениях с массовым пребыванием людей, в том числе в высотных зданиях;

раннее обнаружение неисправностей аппаратуры пожарной сигнализации на объекте с целью своевременного принятия мер по их ликвидации путем передачи информации о пожаре и неисправности в другие центры управления;

контроль за текущим состоянием и работоспособностью устройств пожарной сигнализации и оповещения состояния технологического оборудования промышленных предприятий, электростанций и т.п. для выявления аварийных и предаварийных ситуаций.

Аналогичные требования изложены в руководстве по эксплуатации ПАК "Стрелец-Мониторинг" (РЭ СПНК 425628.003 РЭ) завода-производителя, подготовленного в соответствии с требованиями ТУ 4372-119-220725-200, а также в приложении 1 к приказу МЧС России от 28.12.2009 N 743, которым ПАК "Стрелец-Мониторинг" был принят на снабжение в системе МЧС России.

В соответствии с Руководством по эксплуатации ПАК "Стрелец-мониторинг" (СНПК.425628.003 РЭ, версия 1.7, апрель 2015 года), оборудование предназначено для выполнения следующих функций (т. 3, л.д. 9 - 24):

раннего обнаружения неисправностей аппаратуры пожарной сигнализации на объекте с целью своевременного принятия мер по их ликвидации;

приема информации с объектов одновременно в нескольких местах: в ПЧ (пожарная часть), в ЦППС (центральный пункт пожарной связи), ЦТМ (центр технического мониторинга) и ЦУС-01 (центральный узел связи "01");

- автоматическая доставка извещений в ПЧ, в ЦППС, ЦТМ и ЦУС-01;

- сохранение информации о пожарах и неисправностях в базе данных для оказания помощи при расследовании;

- автоматическое получение статистики по состоянию противопожарной защиты на заданных объектах.

Кроме того, согласно пункту 9.2.2. ГОСТ Р 53325-2012 "Национальный стандарт Российской Федерации. Техника пожарная. Технические средства пожарной автоматики. Общие технические требования и методы испытаний", утвержденный и введен в действие Приказом Росстандарта от 22.11.2012 N 1028-ст, система передачи извещений о пожарах (СПИ) должна обеспечивать передачу от прибора оконечного объектового (ПОО) на прибор приемный оконечный (НПО) но линии/линиям связи тревожных извещений о пожаре, неисправностях, регистрируемых прибором приемным контрольным пожарным (ППК11) и иными средствами пожарной автоматики объекта, взаимодействующими с ПОО, а также неисправности линий связи между оборудованием объекта и ПОО и автоматическому контролю исправности линий связи между ПОО, ретранслятором (РТР) и ППО и отображение информации о нарушении связи на ППО и ПОО посредством световой индикации и звуковой сигнализации за время, указанное в ТД на СПИ конкретных типов, но не более 1800 сек.

Программное обеспечение позволяет определять место возгорания с точностью до адреса извещателя (помещения), отображать на плане объекта направления распространения опасных факторов пожара, оперативно управлять эвакуацией на объекте.
Таким образом, в центр технического мониторинга поступает детализированная информация о техническом состоянии систем сигнализации.

В соответствии с положением, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 11.07.2004 N 868 (далее - Положение), МЧС России является федеральным органом исполнительной власти по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

МЧС России имеет полномочия установить своими нормативными правовыми актами и технической документацией обязательные требования в области технического регулирования к ПАК "Стрелец-Мониторинг", поставляемому в подразделения и части федеральной противопожарной службы по государственному оборонному заказу.

Одновременно МЧС России в рамках своих полномочий, определенных подпунктом 14 пункта 9 Положения, установило нормативными правовыми актами и технической документацией обязательные требования в области технического регулирования к ПАК "Стрелец-Мониторинг", а также к процессам его монтажа, наладки, эксплуатации, в том числе и требования к техническим характеристикам, к средствам, способом и порядку подключения оборудования, не принятого на вооружение (снабжение) в системе МЧС России, но функционально взаимодействующего с ПАК "Стрелец-Мониторинг".

Порядок проведения эксплуатационно-технического обслуживания определен "Регламентом функционирования оборудования, предназначенного для дублирования систем пожарной сигнализации на пульт подразделения пожарной охраны, с целью выполнения требований Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ", утвержденного приказом Главного управления МЧС России по Саратовской области от 04.03.2016 N 130.

Таким образом, гарантированная и исправная работа средств пожарной автоматики на объекте защиты достигается проведением качественного и своевременного технического обслуживания средств пожарной автоматики (объективного оборудования, дублирования сигналов и пожарной сигнализации) в полном объеме в том числе, ежемесячный в обязательном порядке внешний осмотр и чистка оборудования, а также комплект работ, включая мониторинг канала связи между объектовым оборудованием и ПАК, проводимом в соответствии с требованиями ГОСТ и документацией завода-изготовителя.

Вместе с тем, неисполнение установленных МЧС России требований приведет к нарушению общих принципов обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, изложенных в статье 1 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" от 22.07.2008 г. N 123-ФЗ, а также правовых основ технического регулирования, установленных статьей 3 названного Федерального закона.

Из материалов дела следует, что согласно пояснениям специалиста Главного управления МЧС России по Саратовской области, следует, что наличие в конкурсной документации на техническое обслуживание системы пожарной сигнализации таких требований как контроль за наличием связи с дежурно-диспетчерской службой пожарной охраны и центром технического мониторинга, состоянием работоспособности пожарной сигнализации на объекте; фиксирование и архивация тревожных сигналов и сигналов о неисправности пожарной сигнализации, поступивших в дежурно-диспетчерскую службу пожарной охраны и центр технического мониторинга; предоставление информации о количестве тревожных сообщений, не только не противоречат законодательным актам и нормативно-техническим документам Российской Федерации по пожарной безопасности, а более того, направлены на выполнение требуемых мер по обеспечению безопасности на объекте с массовым (ночным) пребыванием людей и требуют их неукоснительного выполнения, как со стороны Заказчика выполнения работ, так и со стороны их Исполнителя (том 2 лист дела 158).

Более того, в пункте 61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390, установлено, что при монтаже, ремонте и обслуживании средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений должны соблюдаться проектные решения, требования нормативных документов по пожарной безопасности и (или) специальных технических условий.

При указанных обстоятельствах, выводы судов о том, что Заказчик не нуждается в услуге по контролю за работоспособностью Системы автоматического вызова подразделений пожарной охраны, а в обязанности организации, заключившей контракт на оказание услуги по техническому обслуживанию передающего оборудования системы пожарного мониторинга ПАК "Стрелец-Мониторинг" не входит обеспечение непрерывного контроля за работоспособностью Системы и устранение неисправности с момента ее возникновения в течение 6 часов - для городов и 12 часов - для сельских поселений является неправомерным.

Таким образом, включение в документацию об Аукционе, требование к участникам закупки о наличие у исполнителя центра технического мониторинга (круглосуточная дежурная часть для круглосуточного отслеживания технической информации, поступающий с объекта) или наличие договора с центром технического мониторинга, не нарушает вышеуказанные нормы законодательных и нормативных актов». (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 22.12.2016 №Ф06-15605/2016 по делу № А57-1796/2016).
КОНТАКТЫ
Воронова Нина Владимировна
Кривошонок Виктор Валентинович
© Воронова и партнеры