Оставить заявку
Статьи и комментарии / Порядок дублирования сигналов о пожаре в соответствии с ч.7 ст. 83 Технического регламента (№123-ФЗ)
Порядок дублирования сигналов о пожаре в соответствии с ч.7 ст. 83 Технического регламента (№123-ФЗ)


В соответствии со статьей 16 Федерального закона "О пожарной безопасности" от 21.12.1994 № 69-ФЗ Министр МЧС России утверждает номенклатуру, объемы поставок для государственных нужд пожарно-технической продукции, в том числе по оборонному заказу.

Приказом МВД России от 18 июня 1996 г. № 33 в соответствии с абзацем десятым ст. 1 Федерального закона "О пожарной безопасности" от 21.12.1994 № 69-ФЗ утвержден перечень пожарно - технической продукции, к которой относится специальная техническая, научно - техническая и интеллектуальная продукция, произведенная в Российской Федерации или ввозимая на таможенную территорию Российской Федерации и предназначенная для обеспечения пожарной безопасности.
В соответствии с Указом Президента РФ от 12.02.2008 № 189с, а также в целях организации работы по принятию на снабжение, вооружение, в эксплуатацию образцов вооружения, военной и специальной техники, а также по снятию со снабжения, вооружения, эксплуатации образцов вооружения, военной и специальной техники, приказом МЧС России от 21.10.2021 № 716 утвержден Порядок принятия на снабжение, вооружение, в эксплуатацию образцов вооружения, военной и специальной техники.

Согласно названного Порядка предложения руководству МЧС России по принятию на снабжение, вооружение, в эксплуатацию образцов вооружения, военной и специальной техники, а также по снятию со снабжения, вооружения, эксплуатации образцов вооружения, военной и специальной техники готовит Комиссия, которая функционирует на постоянной основе.
Комиссия готовит предложения по принятию на снабжение, вооружение, в эксплуатацию образцов вооружения, военной и специальной техники исключительно по результатам приемочных испытаний в ходе которых проводится оценка соответствия указанных образцов требованиям МЧС России.
Таким образом, применение территориальными органами МЧС России какой-либо техники, не включенной в номенклатуру, утвержденной Министром МЧС России, и не принятой на снабжение, вооружение, в эксплуатацию в соответствии с приказом МЧС России от 21.10.2021 № 716, недопустимо в силу того, что такая техника не предназначена для обеспечения пожарной безопасности.

Согласно статьи 10 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" финансовое обеспечение деятельности федеральной противопожарной службы (ФПС) является расходным обязательством Российской Федерации. Материально-техническое обеспечение ФПС осуществляется в порядке и по нормам, установленным Правительством Российской Федерации.

Правительством Российской Федерации во исполнение Федерального закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" от 13.12.1994 № 60-ФЗ утверждено Постановление от 26 июня 1995 г. № 594 "О поставках продукции для федеральных государственных нужд", которое определяет порядок организации взаимодействия государственных заказчиков с предприятиями, организациями, учреждениями в части закупки и поставки продукции для федеральных государственных нужд, в том числе особенности формирования и реализации поставок продукции для поддержания необходимого уровня обороноспособности и безопасности страны, других федеральных государственных нужд.
Федеральные государственные нужды обеспечиваются за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников, привлекаемых для этих целей, посредством закупки и поставки товаров, работ, услуг (далее именуются - продукция), осуществляемых на договорной основе.
Определение направлений и состава поставок продукции для федеральных государственных нужд осуществляется с учетом порядка проведения бюджетного процесса.

Постановлением № 594 утвержден Порядок закупки и поставки продукции для федеральных государственных нужд, согласно которому закупки и поставки продукции для федеральных государственных нужд размещаются на организациях-поставщиках на основе конкурсного отбора, путем проведения открытых и (или) закрытых торгов, конкурсов, аукционов, посредством заключения государственных контрактов. Государственные заказчики обеспечивают поставщиков необходимыми финансовыми ресурсами в пределах средств, предусмотренных в федеральном бюджете.
Федеральный закон "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" от 13.12.1994 № 60-ФЗ и Постановление от 26 июня 1995 г. № 594 "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" не наделяет федеральные органы исполнительной власти полномочиями по заключению каких-либо договоров для поставки продукции для федеральных государственных нужд помимо полномочий по заключению государственных контрактов по результатам проведения открытых и (или) закрытых торгов, конкурсов, аукционов.

Приказом МЧС России от 21.02.2019 № 97 в целях централизации закупок товаров, работ, услуг для осуществления функций центрального аппарата МЧС России, территориальных органов МЧС России и подведомственных МЧС России федеральных казенных учреждений, а также эффективного использования средств федерального бюджета:

  • определены уполномоченные учреждения и полномочия этих учреждений при осуществлении централизованных закупок товаров, работ, услуг для осуществления функций центрального аппарата МЧС России, территориальных органов МЧС России и подведомственных МЧС России федеральных казенных учреждений (приложение 1 к приказу);
  • утвержден порядок взаимодействия центрального аппарата МЧС России, территориальных органов МЧС России и подведомственных МЧС России федеральных казенных учреждений с уполномоченными учреждениями при осуществлении централизованных закупок товаров, работ, услуг для осуществления функций центрального аппарата МЧС России, территориальных органов МЧС России и подведомственных МЧС России федеральных казенных учреждений (приложение 2 к приказу).
Согласно Приказу МЧС России от 21.02.2019 № 97 главные управления МЧС России по субъектам РФ не являются уполномоченными учреждениями при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для осуществления функций территориальных органов МЧС России, а также не наделены полномочиями по определению потребности (изменение в потребности) в товарах, работах, услугах для осуществления функций территориального органа МЧС России.

Приказом МЧС России от 01.10.2020 № 737 утверждено Руководство по организации материально-технического обеспечения МЧС России.
В соответствии с Руководством:

  1. МТО организуется по территориальному принципу, общее руководство осуществляет заместитель Министра, курирующий соответствующие вопросы (пункт 4);
  2. Организация централизованной закупки товаров, работ, услуг по закрепленной за МЧС России номенклатуре МТС (в том числе по государственному оборонному заказу) в соответствии с законодательством и нормативными правовыми актами МЧС России возлагается на Центральную базу - учреждение центрального подчинения, предназначенное для выполнения задач по организации централизованной закупки товаров, работ, услуг по закрепленной за МЧС России номенклатуре, получению, учету, хранению, выдаче, а также обеспечению территориальных органов (учреждений) материально-техническими средствами, в том числе через свои филиалы в федеральных округах Российской Федерации (пункт 8);
  3. Планирование МТО осуществляется в соответствии с законодательством, нормативной правовой базой МЧС России, программно-целевым подходом к оснащению сил и средств МЧС России, а также в соответствии с приоритетными направлениями деятельности и на основании утвержденных норм снабжения, табелей к штатам, с учетом количества личного состава, находящегося на обеспечении, наличия техники и имущества, имеющихся объектов материально-технической базы (пункт 11).
  4. Основным документом планирования МТО в МЧС России является План МТО, который разрабатывается на год на основании планов МТО территориальных органов (учреждений). Основой для формирования Плана МТО являются взаимоувязанные по целям и задачам мероприятия в части организации МТО (пункт 12).
  5. План МТО территориального органа (учреждения) на очередной год разрабатывается и представляется в филиал Центральной базы в соответствующем федеральном округе до 15 октября года, предшествующего планируемому (пункт 17).
  6. Организация МТО осуществляется в пределах выделенных материально-технических и финансовых средств с учетом безусловного выполнения приоритетных задач, доведения положенных норм довольствия и создания комфортных условий для личного состава, поддержания надлежащего уровня технической готовности и обеспечения выполнения территориальными органами (учреждениями) задач по предназначению (пункт 29).
  7. Централизованная поставка МТС осуществляется на основании Плана оснащения МЧС России современными техническими средствами и техникой на очередной финансовый год и плановый период и в соответствии с планами обеспечения другими видами МТС (пункт 30).

Таким образом, в компетенцию территориальных органов МЧС России входит только подготовка плана МТО территориального органа на очередной год. Закупка товаров, работ, услуг для осуществления функций территориальных органов МЧС России, осуществляемой по централизованной поставке находится вне компетенции территориальных органов МЧС России.

Отсюда следует вывод, что главные управления МЧС России не имеют полномочий на заключение с коммерческими организациями каких-либо договоров на «размещение» в пожарно-спасательных подразделениях приборов пультовых оконечных любых СПИ гражданского назначения. Применение таких СПИ для приема сигналов о пожаре, поступающих в автоматическом режиме с объектов защиты, создает реальную угрозу жизни и здоровья людей.

Отдельно обращаем внимание на утверждения ВНИИПО и ДНД МЧС России, что сигнал о пожаре может дублироваться в ближайшую пожарную часть.
Федеральный закон «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 № 69-ФЗ определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями, юридическими лицами, должностными лицами, гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями.

Согласно названному федеральному закону пожарная безопасность – состояние защищенности личности, имущества и государства от пожаров – есть разновидность государственной безопасности.

Федеральный закон «О безопасности» определяет, что федеральные органы исполнительной власти выполняют задачи в области обеспечения безопасности в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации (ст. 11). Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают исполнение законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности (ст.12).

Полномочия МЧС России, как федерального органа исполнительной власти в области организации тушения и тушения пожаров определены статьями 16, 22, 22.2 Федерального закона «О пожарной безопасности».
В соответствии с предоставленными полномочиями МЧС России разработаны:

  • Боевой устав подразделений пожарной охраны, определяющий порядок организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, утвержденный приказом МЧС России от 16.10.2017 № 444 (Зарегистрировано в Минюсте России 20.02.2018 № 50100);
  • Положение о пожарно-спасательных гарнизонах, утвержденное приказом МЧС России от 25.10.2017 № 467 (Зарегистрировано в Минюсте России 09.02.2018 № 49998), определяющее порядок организации деятельности пожарно-спасательных гарнизонов, в том числе организацию и осуществление гарнизонной службы, полномочия начальников и должностных лиц пожарно-спасательных гарнизонов по выполнению задач гарнизонной службы, и порядок привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, пожарно-спасательных гарнизонов для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.
  • Положение о порядке координации деятельности пожарной охраны, утвержденное приказом МЧС России от 08.02.2021 № 60 (Зарегистрировано в Минюсте России 19.03.2021 №62818), определяющее порядок координации деятельности пожарной охраны, направленной на обеспечение взаимосвязи (взаимодействия) и слаженности Государственной противопожарной службы, ведомственной, муниципальной, частной и добровольной пожарной охраны в рамках повседневной деятельности.
Согласно Боевому уставу, выполнение требований которого согласно Решению Верховного суда от 18.04.2019 № АКПИ19-107 является обязательным для всего личного состава органов управления и подразделений пожарной охраны:

  • боевые действия по тушению пожаров включают боевые действия по тушению пожаров, проводимые до прибытия к месту пожара, в том числе действия по приему и обработке сообщения о пожаре;
  • для приема сообщений о пожарах и ЧС используются единый номер вызова экстренных оперативных служб «112» и телефонные номера приема сообщений о пожарах «01», «101», по иным выделенным каналам связи;
  • прием и обработка сообщения о пожаре осуществляются диспетчером (должностным лицом, на которого возложены функции по приему и обработке сообщения о пожаре) центрального пункта пожарной связи территориального, местного гарнизона, подразделения пожарной охраны, единой дежурно-диспетчерской службы муниципальных образований.
Согласно Положению о пожарно-спасательных гарнизонах:
  • гарнизоны подразделяются на территориальные и местные. Местные гарнизоны входят в состав территориального гарнизона;
  • начальниками гарнизонов по должности являются - территориального гарнизона - начальник ГУ МЧС России; местного гарнизона - начальник пожарно-спасательного подразделения федеральной противопожарной службы (далее - ФПС), дислоцированного на территории муниципального образования, а при отсутствии пожарно-спасательного подразделения ФПС - сотрудник органа ГПН, допущенный в установленном порядке к руководству тушением пожаров;
  • к силам и средствам гарнизона относится аварийно-спасательная техника, находящаяся на вооружении гарнизона;
  • в каждом гарнизоне организуются гарнизонная и караульная службы;
  • гарнизонная служба создается для организации управления и координации деятельности подразделений гарнизона, обеспечения постоянной готовности сил и средств гарнизона к тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ и других неотложных работ, организации связи между подразделениями гарнизона и службами жизнеобеспечения, единого квалифицированного руководства силами и средствами гарнизона в повседневной деятельности и при тушении пожаров, проведении АСР;
  • обеспечения выполнения задач гарнизонной службы в гарнизоне назначается нештатное должностное лицо гарнизона - диспетчер гарнизона, на которое возложены функции по приему и обработке сообщений о пожаре (ЧС);
  • порядок привлечения сил и средств подразделений гарнизонов, территориальных (местных) гарнизонов для тушения пожаров и проведения АСР устанавливается расписаниями выездов подразделений гарнизонов для тушения пожаров и проведения АСР и планами привлечения сил и средств гарнизонов для тушения пожаров и проведения АСР;
  • система реагирования в местных гарнизонах формируется исходя из принципов разделения территорий муниципальных образований на районы выезда подразделений, с учетом оптимальной дислокации подразделений, прибытия первого подразделения в наиболее удаленную точку района выезда в максимально короткое время и обеспечения возможности в максимально короткое время сосредоточения на месте пожара сил и средств местного гарнизона в количестве, необходимом для локализации пожара;
  • расписание выезда разрабатывается, в том числе, исходя из перечня сил и средств гарнизона и т.д.
Согласно Положению о порядке координации деятельности пожарной охраны:

  • координация деятельности пожарной охраны, представляющей собой совокупность органов управления, подразделений и организаций, предназначенных для организации профилактики пожаров, их тушения и проведения возложенных на них аварийно-спасательных работ, осуществляется МЧС России и его территориальными органами (главными управлениями МЧС России) на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;
  • координация деятельности проводится, в том числе, в области организации согласованности действий органов управления (подразделений) пожарной охраны в рамках пожарно-спасательных гарнизонов.

Вывод


  1. МЧС для исполнения части 7 статьи 83 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности имеет право использовать только специальную пожарно-техническую продукцию, к которой относятся специальные средства связи и управления, функционирующие на линях связи, выделенные МЧС, как владельцу сети связи специального назначения, Министерством обороны РФ.
  2. Все вопросы отнесения пожарно-технической продукции к специальной пожарно-технической продукции, порядок ее закупки и эксплуатации, регламентированы статьей 16 Федерального закона "О пожарной безопасности", Приказом МВД России от 18 июня 1996 г. № 33, Федеральным законом "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" от 13.12.1994 № 60-ФЗ, Постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. № 594 "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" Приказом МЧС России от 21.02.2019 № 97, Приказом МЧС России от 01.10.2020 № 737, приказом МЧС России от 21.10.2021 №716.
  3. Утверждение, что «сигнал о пожаре может дублироваться в ближайшую пожарную часть» противоречит вышеуказанным законам и нормативным правовым актам, согласно которым дублирование сигналов о пожаре с объектов классов функциональной пожарной опасности Ф1.1., Ф2.1, Ф4.1 и Ф4.2. (см. часть 7 статьи 83 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 № 123-ФЗ) может осуществляться только в центральный пункт пожарной связи территориального, местного гарнизона, подразделения пожарной охраны, на диспетчеров которых возложена обязанность осуществлять прием и обработку сообщений о пожаре, а именно:
  • в центральный пункт пожарной связи территориального гарнизона – со всех объектов защиты, расположенных в районе выезда пожарно-спасательных подразделений, входящих в состав территориального гарнизона;
  • в центральный пункт пожарной связи местного гарнизона – со всех объектов защиты, расположенных в районе выезда пожарно-спасательных подразделений, входящих в состав местного гарнизона;
  • на пункт связи подразделения пожарной охраны, имеющей штатную должность диспетчера - с объектов защиты, находящихся в районе выезда дежурного караула названного подразделения.

КОНТАКТЫ
Воронова Нина Владимировна
Кривошонок Виктор Валентинович
© Воронова и партнеры