Оставить заявку
Статьи и комментарии / Недопустимость использования в подразделениях пожарной охраны оборудования, не являющегося оборудованием специального назначения
Недопустимость использования в подразделениях пожарной охраны оборудования, не являющегося оборудованием специального назначения


Авторы: Виктор Кривошонок, Генерал-майор внутренней службы в отставке, бывший первый заместитель начальника Северо-Западного регионального центра МЧС России (по ГПС), к.т.н., Нина Воронова, юрист.

Поводом для принятия государственных решений, направленных на усиление противопожарной устойчивости социально-значимых объектов, послужили последствия пожара, происшедшего 31 января 2009 года в доме-интернате для престарелых в селе Подъельск в Республике Коми.

Министр  МЧС России генерал армии Шойгу С.К., выступая на специальном селекторном совещании, проведенном по поручению Президента РФ 09.02.2009г. и совещании по вопросу состояния безопасности объектов социального обслуживания, которое провел Президент Российской Федерации 03.11.2009г., сказал: «Предлагаю оборудовать учреждения здравоохранения и социальной защиты современными системами противопожарной защиты, обеспечивающими обнаружение признаков пожара на ранней стадии…

… В 2009-2010 годах все объекты социальной защиты должны быть переведены на новый вид сигнализации, которая должна указывать этаж и место, где произошел пожар, а также выводить сигнал на пульт пожарной части, а не на пульт дежурного самого объекта социальной защиты. Это позволит сократить время реагирования в 4 раза».

Сказанное Министром Шойгу С.К. нашло свое отражение в поручениях Президента России № Пр-567 от 12.03.2009г. и № Пр-3021 от 13.11.2009г., в поручении Правительства РФ от 07.05.2009г., а также – в поручениях Правительственной комиссии   по    предупреждению    и   ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (протоколы от 26.04.2009 года и от 29.08.2011г.).

Из материалов заседания Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, состоявшейся 07.04.2009г. по второму вопросу - обеспечение пожарной безопасности в учреждениях здравоохранения и социальной защиты:

«…Самыми распространенными причинами тяжких последствий на пожарах явились:

  • длительное скрытое развитие пожара, обусловленное отсутствием системы сигнализации в помещении, где находился очаг пожара;
  • несвоевременное сообщение о пожаре в пожарную охрану (задержка 30-40 минут)…
  • …Не обеспечен вывод сигналов о срабатывании автоматических установок противопожарной защиты указанных объектов на пульты пунктов связи пожарно-спасательных подразделений. А это время, которое теряется на вызов пожарной охраны, теряем по этой же причине и наших граждан.
…С целью обеспечения прав престарелых и детей, проживающих в учреждениях социальной защиты, здравоохранения и образования, поручить федеральным органам исполнительной власти, органам исполнитель­ной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправле­ния в рамках реализации национальных проектов в сфере образования и здра­воохранения в 2009 году предусмотреть мероприятия по:

  • принятию (выполнение) целевых программ, направленных на укрепление противопожарной защиты социально значимых объектов;
  • оборудованию учреждений здравоохранения и социальной защиты современными системами противопожарной защиты, обеспечивающими обнаружение признаков пожара на ранней стадии;
  • передаче сигнала о срабатывании пожарной автоматики на пункты связи подразделений пожарной охраны и работающими в комплексе с индивидуальными техническими устройствами оповещения граждан, отнесенных к категории маломобильных групп населения, находящихся на данных объектах…».
В соответствии с данными поручениями на МЧС России возлагалось, в том числе, и создание системы, позволяющей обеспечить вызов с социально-значимых объектов подразделений пожарной охраны в автоматическом режиме без присутствия человеческого фактора.

В  результате проведения открытого конкурса на право заключения государственного контракта на выполнение опытно-конструкторской работы «Разработка автоматизированной системы мониторинга, обработки и передачи данных о параметрах возгорания, угрозах и рисках развития крупных пожаров в сложных зданиях и сооружениях с массовым пребыванием людей, в том числе в высотных зданиях» ОКР «АСМОП» победителем было признано ФГУ ВНИИПО МЧС России.

Таким образом, система, предназначенная для вызова подразделений пожарной охраны  в автоматическом режиме,  разработана ФГБУ ВНИИПО МЧС России в рамках государственного оборонного заказа во исполнение поручений Президента Российской Федерации от 12 марта 2009 г. № Пр-567 и от 3 ноября 2009 г. № Пр-3021, а также пункта 2 раздела I протокола заседания Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 26 августа 2009 г. № 6.

В  соответствии с  Федеральным законом «О государственном оборонном заказе» от 27.12.1995 № 213 – ФЗ (в настоящее время - Федеральный закон № 275-ФЗ от 29.12.2012) с привлечением средств федерального бюджета МЧС России была создана и утверждена техническая документация (технические условия на ПАК "Стрелец-Мониторинг" (ТУ 4372-119-220725-2009)), необходимая для создания и серийного производства  системы; организованы и проведены государственные испытания опытного образца системы, подготовлена документация для принятия ее на снабжение и в эксплуатацию.

Та часть системы, которая предназначалась для оснащения пожарных частей (ретрансляторы и приборы пультовые оконечные), Приказом Министра МЧС России от 28.12.2009 № 743 была принята на снабжение в МЧС России с условным наименованием «Программно-аппаратный комплекс системы мониторинга, обработки и передачи данных о параметрах возгорания, угрозах и рисках развития крупных пожаров в сложных зданиях и сооружениях с массовым пребыванием людей, в том числе в высотных зданиях» (далее – ПАК «Стрелец-Мониторинг»), что означает  разрешение на его применение в системе  МЧС России, а также –  нормы снабжения  подразделений МЧС России.

Согласно Приказу Министра МЧС России от 28.12.2009 № 743 в соответствии с назначением ПАК "Стрелец-Мониторинг" предназначен для:

  • автоматизированного вызова сил подразделений противопожарной службы на контролируемые объекты руководителя тушением пожара и штаб пожаротушения актуальной информацией о развитии ситуации на объекте возникновения пожара (чрезвычайной ситуации), в том числе отображения на плане объекта направлений распространения опасных факторов пожара с точностью до извещателя системы пожарной сигнализации, с целью своевременного определения путей эвакуации и планирования первоочередных мер по ликвидации пожаров;
  • сбора, хранения и передачи статистической информации о состоянии систем пожарной сигнализации в зданиях и сооружениях с массовым пребыванием людей, в том числе в высотных зданиях.
В его состав входит аппаратура и программное обеспечение двух модификаций:

  • программно-аппаратный комплекс для пожарной части (далее - ПЧ) - ПАК "Стрелец-Мониторинг", обеспечивающий сбор по радиоканалу извещений о нештатных ситуациях с контролируемых объектов и их ретрансляцию в ПАК "Стрелец-Мониторинг" - дежурно-диспетчерская службы (далее - ДДС);
  • программно-аппаратный комплекс для ДДС - ПАК "Стрелец-Мониторинг" - ДДС, обеспечивающий как сбор извещений о нештатных ситуациях с контролируемых объектов по различным каналам передачи данных, так и прием информации с ПАК "Стрелец-Мониторинг" - ПЧ.
Федеральным законом от 10 июля 2012 года N 117-ФЗ в федеральный закон №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22 июля 2008 года были внесены необходимые изменения. Согласно ч. 7 статьи 83 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности, в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2 системы пожарной сигнализации должны обеспечивать подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации.

Одновременно в рамках названных поручений Президента РФ разработана «Методика проведения мониторинга состояния комплексной безопасности объектов системы социальной защиты населения, здравоохранения и образования с круглосуточным пребыванием людей, а также образовательных учреждений»,  которая утверждена соответствующими Министерствами:  МВД РФ, МЧС России, Министерством здравоохранения и социального развития РФ, Министерством образования и науки РФ (далее - Методика).

Согласно п. 8 Методики работа по мониторингу состояния комплексной безопасности указанных объектов проводится с использованием программно-аппаратного комплекса мониторинга, обработки и передачи данных о параметрах возгорания, угрозах и рисках развития крупных пожаров в зданиях и сооружениях с массовым пребыванием людей, в том числе в высотных зданиях, работающего по выделенным радиоканалам МЧС России (ПАК «Стрелец-Мониторинг»).

Как указал Арбитражный суд Поволжского округа в Постановлении от 22.12.2016г. по делу №А57-1796/2016: «ПАК "Стрелец-Мониторинг" разработан ФГБУ "Всероссийский ордена "Знак почета" научно-исследовательский институт противопожарной обороны МЧС России (ФГБУ ВНИИПО МЧС России) во исполнение вышеуказанных требований части 7 статьи 83 Технического регламента.

В соответствии с техническими условиями на ПАК "Стрелец-Мониторинг" (ТУ 4372-119-220725-2009), … Руководством по эксплуатации ПАК "Стрелец-мониторинг" (СНПК.425628.003 РЭ, версия 1.7, апрель 2015 года) оборудование предназначено для выполнения следующих функций…:

  • раннего обнаружения неисправностей аппаратуры пожарной сигнализации на объекте с целью своевременного принятия мер по их ликвидации;
  • приема информации с объектов одновременно в нескольких местах: в ПЧ (пожарная часть), в ЦППС (центральный пункт пожарной связи), ЦТМ (центр технического мониторинга) и ЦУС-01 (центральный узел связи "01");
  • автоматическая доставка извещений в ПЧ, в ЦППС, ЦТМ и ЦУС-01;
  • сохранение информации о пожарах и неисправностях в базе данных для оказания помощи при расследовании;
  • автоматическое получение статистики по состоянию противопожарной защиты на заданных объектах…».
В соответствии с Приказом МЧС России от 28.12.2009г. № 743 программно-аппаратному комплексу системы мониторинга, обработки и передачи данных о параметрах возгорания, угрозах и рисках развития крупных пожаров в сложных зданиях и сооружениях с массовым пребыванием людей, в том числе в высотных зданиях, с условным наименованием  ПАК «Стрелец-Мониторинг» присвоены коды:

  • 80 2400 0007 по Общероссийскому классификатору продукции ОК 0005- "Оборудование противопожарное специализированное для ведения аварийно-спасательных работ" (код 28.99.39.190  "Оборудование специального назначения прочее, не включенное в другие группировки» по Общероссийскому классификатору продукции по экономическим видам деятельности  ОК 034-2014 (КПЕС 2008) от 01.02.2014г. (применяется с 01.01.2017г.));
  • код КВТ МО Х1Д2 0908 по Классификатору вооружения, военной техники и др. материальных средств Министерства обороны РФ.
Это означает, что ПАК «Стрелец-Мониторинг» включен в Номенклатурный перечень продукции в части финальных образцов вооружения о военной техники, не относящейся к вооружению и военной технике общего применения,  под названным кодом, которая должна закупаться в рамках государственного оборонного заказа.

Согласно п.3 Положения об особенностях оценки соответствия оборонной продукции (работ, услуг), поставляемой по государственному оборонному заказу, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации и захоронения указанной продукции (Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 11 октября 2012 г. N 1036), особенностями оценки соответствия оборонной продукции (работ, услуг), а также процессов (далее - оценка соответствия) являются:

а) установление государственными заказчиками оборонного заказа (далее - государственный заказчик) обязательных требований, форм и правил оценки соответствия, обеспечивающих пригодность и готовность оборонной продукции (работ, услуг) к эффективному применению (использованию) в соответствии с назначением в той мере, в которой это необходимо для нужд обороны страны и безопасности государства.

Оборонная продукция (работы, услуги) до ее передачи государственному заказчику подлежит оценке соответствия (п.6 Положения). Оценка соответствия осуществляется в форме проведения исследований (испытаний), приемки и разрешения на применение (п.15 Положения).

Удостоверениями военной приемки  подтверждено, что поставленный  по государственному контракту от 31.05.2010г. №263/2476-300П, заключенному МЧС России с ЗАО «АРГУС-СПЕКТР»,  ПАК «Стрелец-Мониторинг» соответствует по качеству и комплектности технической документации на комплекс.

"Техническая документация" - совокупность документов, которые в зависимости от их назначения содержат требования к оборонной продукции и процессам, необходимые и достаточные для обеспечения каждой стадии жизненного цикла оборонной продукции (конструкторская, технологическая и программная документация, документы по стандартизации, технические условия, инструкции, наставления, руководства и положения) (п.4  Положения).

Правила и формы оценки соответствия ПАК «Стрелец-Мониторинг» в процессе эксплуатации  определяются государственным заказчиком (заказчиком). В ходе оценки соответствия определяются фактические значения показателей и (или) качественные признаки, характеризующие техническое состояние ПАК «Стрелец-Мониторинг»,  с целью принятия корректирующих мер по поддержанию ее в исправном и работоспособном состоянии для применения (использования) по назначению, а также по совершенствованию процесса эксплуатации (п.19 Положения).

Как указал Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 28.07.2014г. по делу №А55-7351/2014: «Программно-аппаратный комплекс "Стрелец-Мониторинг" (ПАК "Стрелец-Мониторинг") …разрабатывался ФГБУ ВНИИПО МЧС России в целях материально-технического обеспечения технологической схемы передачи извещения о пожаре…

Определение порядка эксплуатации ПАК "Стрелец-Мониторинг", в том числе и порядка вывода сигналов о пожаре с объектов защиты на пультовое оборудование ПАК "Стрелец-Мониторинг", установленное в подразделениях ФПС МЧС России, находится в прямой компетенции МЧС России и осуществляется им в соответствии с действующим законодательством в области обеспечения пожарной безопасности и разработанными в соответствии с ним ведомственными нормативными актами, т.е. не относится к компетенции антимонопольной службы.

В соответствии с Приказом МЧС России от 28.12.2009 N 743 "О принятии на снабжение в системе МЧС России программно-аппаратного комплекса системы мониторинга, обработки и передачи данных о параметрах возгорания, угрозах и рисках развития крупных пожаров в сложных зданиях и сооружениях с массовым пребыванием людей, в том числе в высотных зданиях" ПАК "Стрелец-Мониторинг" принят на снабжение в системе МЧС России для оснащения подразделений МЧС России.

Пунктом 2  Приказа МЧС России № 743 ПАК "Стрелец-Мониторинг" отнесен к специализированной противопожарной технике, в связи с чем ПАК "Стрелец-Мониторинг" имеет код ОКП 80 2400 0007 и код по Классификатору вооружения, военной техники и других материальных средств Министерства обороны РФ - КВТ МО XI Д2 0908.

Для обеспечения функционирования ПАК "Стрелец-Мониторинг", МЧС России Министерством обороны России выделен радиочастный канал связи, который относится к сетям связи специального назначения, обеспечивающим государственную безопасность (ст. 16 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи").

ВНИИПО МЧС России указывает, что комплекты рабочей конструкторской документации и изготовленные опытные образцы аппаратно-программного комплекса систем мониторинга относятся к единой технологии. При этом, данная технология является как технологией специального назначения, в силу того, что она используется для производства ПАК "Стрелец-Мониторинг", принятого на снабжение в системе МЧС России и поставляемого по государственных контрактам в подразделениями ФПС МЧС России в целях осуществления ими задач по обеспечению общественного порядка и безопасности государства, так и технологией двойного назначения, в силу того, что ПАК "Стрелец-Мониторинг" используется силами гражданской обороны, к которым в соответствии со ст. 15 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" относятся и подразделения Федеральной противопожарной службы, в военное время для оповещения населения.

МЧС России в рамках своих полномочий, определенных подпунктом 14 пункта 9 "Положения о МЧС России", утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11.07.2004 N 868, установило своими нормативными правовыми актами и технической документацией обязательные требования в области технического регулирования к ПАК "Стрелец-Мониторинг", поставляемому в подразделения и части федеральной противопожарной службы по государственному оборонному заказу, а также к процессам его монтажа, наладки, эксплуатации, в том числе и требования к техническим характеристикам, к средствам, способом и порядку подключения оборудования, не принятого на вооружение (снабжение) в системе МЧС России, но функционально взаимодействующего с ПАК "Стрелец-Мониторинг".

На основании вышеизложенного подразделениями МЧС России на социально-значимых объектах ведется работа по установке и обслуживанию выведенной из свободного оборота ПАК "Стрелец-Мониторинг". Специализированной обслуживающей организацией на основе государственного контракта, заключенного МЧС России, является ЗАО "АРГУС-СПЕКТР"».

Пунктом 4 приказа № 743 от 28.12.2009г. определено, что ПАК "Стрелец-Мониторинг", его технические характеристики и конструкторская документация, являются несекретными.

Одновременно, согласно:

А) письма МЧС России от 07.11.2014г. № 19-1-6-4774, согласно которому: «… бесконтрольная передача третьим лицам криптозащищенных протоколов третьим лицам для трансляции сигнала о пожаре по специально выделенному радиоканалу от объектового оборудования на пультовое оборудование и обратно может привести к появлению эффекта под условным наименованием «Электронная бомба», т.е. возможности вмешательства в алгоритмы функционирования и передаваемую информацию,  что, в свою очередь, приведет к возникновению некорректного (ложного) реагирования на сообщения или отсутствия реагирования на них».

Б) письма ФГБУ ВНИИПО МЧС России от 24.10.2014г. № 4855-17-1-03 согласно которому: «Порядок ввода в эксплуатацию и последующего применения программно-аппаратного комплекса «Стрелец-Мониторинг» определен в  «Сборнике проектов типовых документов для территориальных органов управления МЧС России по субъектам Российской Федерации и их подразделений, регламентирующих вопросы ввода в эксплуатацию и последующего применения программно-аппаратного комплекса системы мониторинга, обработки и передачи данных о параметрах возгорания, угрозах и рисках развития крупных пожаров в сложных зданиях и сооружениях с массовым пребыванием людей, в том числе в высотных зданиях (далее - ПАК «Стрелец-Мониторинг»)», утвержденном заместителем Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Чуприяном А.П. 06.03.2014 г. и направленном всем руководителям территориальных органов МЧС России письмом ФГБУ ВНИИПО МЧС России от 07.03.2014г. № 1028-17-1-03

В соответствии с типовыми документами, содержащимися в «Сборнике», осуществлять эксплуатационно-техническое обслуживание ПАК «Стрелец-Мониторинг», установленного в подразделениях ФПС МЧС России, имеет право любая организация, имеющая лицензию МЧС России на право осуществления деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, и заключившая соответствующий безвозмездный договор с территориальным органом управления МЧС России по субъекту РФ или ФКБУ «Отряд ФПС МЧС России».

В случае, если договор заключается с официальным сервисным центром предприятия – изготовителя, последний устанавливает, в соответствии с требованиями государственных контрактов на выполнение заказа на поставку продукции для государственных нужд, повышенный 8-ми летний гарантийный срок на ПАК «Стрелец-Мониторинг», монтаж и эксплуатационно-техническое обслуживание которого осуществляет сервисный центр.

Это является единственным правовым последствием получения организациями статуса официального сервисного центра, что подтверждается письмом предприятия-производителя (ЗАО «АРГУС-СПЕКТР») от 28.03.2013г. №130/01, в котором определены полномочия официальных сервисных центров.

В случаях установки ПАК «Стрелец-Мониторинг» в подразделениях пожарной охраны иной ведомственной принадлежности  решение как о допуске организаций к работе по эксплуатационно-техническому обслуживанию ПАК «Стрелец-Мониторинг», так и о порядке оформления такого допуска принимает исключительно руководитель органа управления подразделениями пожарной охраны.

При этом, ни МЧС России, ни ЗАО «АРГУС-СПЕКТР», как предприятие-изготовитель и поставщик продукции для нужд МЧС России, не ограничивает прав какой-либо организации на эксплуатационно-техническое обслуживание ПАК «Стрелец-Мониторинг», установленного в подразделениях ФПС МЧС России или иных видов пожарной охраны. Выбор такой организации находится в компетенции Главного управления МСЧ России по субъекту РФ.

Действия по подключению объектовых станций к ПАК «Стрелец-Мониторинг», изложенные в Руководстве по эксплуатации СПНК 425628.003 РЭ, проводят организации, осуществляющие эксплуатационно-техническое обслуживание ПАК «Стрелец-Мониторинг».

При этом:

  • программирование объектовой станций «Стрелец-Мониторинг» исп.2, смонтированной на объекте защиты, при ее подключении к ПАК «Стрелец-Мониторинг», проводит организация, осуществляющая эксплуатационно-техническое обслуживание ПАК «Стрелец-Мониторинг». Программирование осуществляется с помощью единственного системного файла конфигурации, использующегося на пультовой части оборудования;
  • программирование объектового оборудования «Тандем – 2М» при ее подключении к ПАК «Стрелец-Мониторинг» может проводить любая организация, при предоставлении ей необходимых исходных данных организацией, осуществляющей эксплуатационно-техническое обслуживание ПАК «Стрелец-Мониторинг». Введение данных о подключаемом с помощью «Тандем-2М» объекте защиты в базу данных ПАК «Стрелец-Мониторинг» проводит организация, осуществляющая эксплуатационно-техническое обслуживание ПАК «Стрелец-Мониторинг».
В случае нарушения вышеописанного порядка подключения объектовых станций к ПАК «Стрелец-Мониторинг» ответственность за не прохождение тревожного сигнала от объекта защиты на пульт связи подразделения ФПС МЧС России возлагается как на должностное лицо территориального органа управления МЧС России или отряда ФПС МЧС России, принявшего такое решение, так и на организацию, проводившую подключение объектовой станции к ПАК «Стрелец-Мониторинг»».

При этом, ни отряды  ФПС МЧС России, ни Главные управления МЧС России по субъектам РФ  не наделены полномочиями по формированию заказа на закупку специализированной пожарно-технической продукции.
Названные функции возложены исключительно на структурные подразделения центрального аппарата МЧС России.

Отсутствие у отрядов  ФПС МЧС России и  Главных управлений  МЧС России по субъектам РФ  данных полномочий подтверждает также Приказ МЧС России  от 21.02.2008г. №76 «О совершенствовании организации размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд в системе МЧС России».

Приказом МЧС России   от 30.07.1999г. № 411 (в редакции приказа МЧС России от 03.11.2011г. № 663) «Об утверждении Инструкции о порядке подготовки документов о принятии на вооружение (снабжение, в эксплуатацию, опытную эксплуатацию) сил МЧС России образцов (систем, комплексов) вооружения, техники и технического имущества» предусмотрено, что за счет средств федерального бюджета может быть закуплено и введено в эксплуатацию вооружение, техника и техническое имущество только после принятия их на вооружение (снабжение, в эксплуатацию) соответствующими приказами МЧС России и включения их в штаты, табели к штатам, нормы положенности и обеспечения.
Именно в силу названных требований арбитражные суды при рассмотрении споров о передаче ПАК "Стрелец-Мониторинг" подразделениям МЧС России в рамках благотворительности (А84-3010/2015, №А60-42925/2015, № А60-13257/2016 и др.) в первую очередь, устанавливают статус данного оборудования, поскольку подразделения ФПС МЧС России могут использовать исключительно технические средства (системы, комплексы) специального назначения, а – не любое пожарно-техническое оборудование.

Следует также учитывать, что  ПАК «Стрелец-Мониторинг» это – не продукция какого-то конкретного производителя, а – технические требования, которым должно удовлетворять оборудование, используемое подразделениями ФПС МЧС России. ПАК «Стрелец-Мониторинг» это – условное наименование технических средств, предназначенных для подразделений МЧС России (см. Приказ МЧС России №743 от 28.12.2009г.). Это означает, что любой производитель может  организовать выпуск аналога ПАК «Стрелец-Мониторинг», пройдя установленные законом процедуры (см. Постановление Арбитражного Поволжского округа  от 24.06.2015г. № Ф06-11375/2013 по делу №А55-20859/2013). Если  система передачи извещений о пожаре  соответствует указанным техническим требованиям, то такая система также будет являться СПИ «Стрелец-Мониторинг», что подтверждается наличием соответствующего сертификата по результатам проведения государственных испытаний, а также – присвоением кода 28.99.39.190  "Оборудование специального назначения прочее, не включенное в другие группировки» по Общероссийскому классификатору продукции по экономическим видам деятельности  ОК 034-2014 (КПЕС 2008) от 01.02.2014г.

В 2010 – 2012 годах ПАК «Стрелец-Мониторинг» в соответствии с разнарядкой МЧС России в комплектации согласно приложению № 2 к приказу МЧС России от 28.12.2009г. №743 был поставлен по заключенным государственным контрактам в главные управления МЧС России по субъектам РФ.

Радиочастоты  для  использования  РСПИ «Стрелец-Мониторинг» выделены МЧС России Министерством обороны РФ (разрешение от 29.11.2010г.  №205/307/1979).  Данная сеть связи является сетью связи специального назначения.

Обеспечение содержания зданий и сооружений, в том числе мер противопожарной безопасности,  относится к полномочиям органов местного самоуправления.

Согласно статье 24 Федерального закона от 21.12.1994г. № 68 "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" финансирование обеспечения мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций федерального и межрегионального характера является расходным обязательством Российской Федерации; регионального и межмуниципального характера –  расходным обязательством субъектов Российской Федерации; в границах (на территории) муниципального образования - расходным обязательством муниципального образования.

Подпунктом 8 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003г. (ред. от 28.12.2016) № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" прямо предусмотрена обязанность муниципального образования принимать участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа.

Одновременно.

Согласно статьи 19 Федерального закона от 21.12.1994г. № 69-ФЗ "О пожарной безопасности":

  • органы местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов осуществляют полномочия по обеспечению первичных мер пожарной безопасности;
  • вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов, внутригородских районов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.
Согласно статье 63 Федерального закона от 27.07.2008г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в том числе:

  • реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования;
  • разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности;
  • разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. Нарушение требований пожарной безопасности квалифицируется как невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

В силу статьи 38 Федерального закона Российской Федерации от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции.

Таким образом, на органы местного самоуправления возложена обязанность по исполнению требований части 7 статьи 83 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности, пункта 14.4 Свода правил «Системы противопожарной защиты установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические нормы и правила проектирования» СП 5.13130.2009.

Протоколом заседания Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 29.08.2011г. года № 4 предписано:

«1. Минобрнауки России совместно с органами управления, образованием субъектов Российской Федерации:
  • продолжить работу по оборудованию образовательных учреждений ПАК «Стрелец-Мониторинг», обеспечивающим передачу сигнала о пожаре на пункты связи подразделений пожарной охраны, а также внедрению устройств персонального оповещения о пожаре в зданиях с круглосуточным пребыванием людей;
  • организовать актуализацию  паспортов комплексной безопасности образовательных учреждений в соответствии с «Методикой проведения мониторинга комплексной безопасности объектов системы социальной защиты населения, здравоохранения и образования   с круглосуточным пребыванием людей, а также образовательных учреждений»;
  • обеспечить освоение имеющихся объемов финансовых средств, выделенных в 2011 году на обеспечение комплексной безопасности образовательных учреждений, а на 2012 год запланировать выделение надлежащих объемов финансовых средств на поддержку требуемого уровня пожарной безопасности образовательных учреждений…
6. Начальникам региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, начальнику Главного управления МЧС России по г. Москве:

  • взять под личный контроль заключение договоров с аккредитованными организациями на обслуживание систем пожарной автоматики на базе программно-аппаратного комплекса «Стрелец-Мониторинг»».
Таким образом, подразделениями МЧС России в целях обеспечения  возможности для социально значимых объектов обеспечить требования части 7 статьи 83 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности должна проводиться работа по установке и техническому обслуживанию выведенного из свободного оборота  ПАК "Стрелец-Мониторинг", работающего по выделенным радиоканалам МЧС России (см. судебные акты по делам № А09-5135/2011, №А56-54896/2012, №А56-9150/2011, №А55-20859/2013, №А55-7351/2014, №А55-13270/2014, №А55-13164/2014, №А55-10312/2014, №А64-1673/2015, №А40-198265/2014, А76-8279/2016, А57-1796/2016 и др.).

В целях исполнения требований ч. 7 статьи 83 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и организации проводили в 2011-2016 годах конкурсные процедуры на выбор поставщика услуги по монтажу объектовых станций на объектах защиты (школы, больницы, дома престарелых и т.п.), позволяющих выводить сигнал о пожаре в автоматическом режиме на ПАК «Стрелец-Мониторинг», установленный в пожарных частях.

При подключении объектовых станций к пультовому оборудованию ПАК «Стрелец-Мониторинг», установленному в подразделениях ФПС МЧС России,  органы  госпожнадзора взаимодействуют непосредственно с объектом защиты; подключение осуществляется на безвозмездной основе   (см. решение арбитражного суда по делу №А50-3444/2015).

Согласно приложения к письму ФГБУ ВНИИПО МЧС России от 24.10.2014г. №4855-17-1-03 «Примерная блок-схема по осуществлению административной процедуры по подключению объекта защиты к пультовому оборудованию ПАК «Стрелец-Мониторинг», установленному в подразделении ФПС МЧС России»:

- организации, осуществившие монтаж оборудования, позволяющего выводить сигнал о пожаре в подразделение пожарной охраны в автоматическом режиме по выделенному в установленном порядке радиоканалу или другим линиям связи в автоматическом режиме с объектов защиты, отнесенных к классу функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2, не владеют и не распоряжаются объектами защиты указанного класса функциональной пожарной опасности. Соответственно, у них нет никаких обязанностей по исполнению вышеназванных требований, в связи с чем они не несут никакой ответственности за их неисполнение или ненадлежащее исполнение;

- устранение неисправностей пожарной сигнализации, установленных рабочей группой, осуществляет организация, имеющая с хозорганом договор на ее техническое обслуживание;

- выбор организаций на право поставки, монтажа и технического облуживания объектовых станций, предназначенных для вывода тревожного сигнала в автоматическом режиме в подразделения пожарной охраны должен осуществляться в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд   или Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц". В конкурсных процедурах может принимать участие любая организация, имеющая лицензию МЧС России на право осуществления деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений;

- представители организации, осуществляющей эксплуатационно-техническое обслуживание ПАК «Стрелец-Мониторинг», участвуя в составе рабочей группы, осуществляют только сбор данных об объекте защиты для последующего составления и введения в ПК АРМ оператора ПАК «Стрелец-Мониторинг» плана объекта защиты (схемы подъездов, расположение пожарных гидрантов, пожарных водоемов и иных источников противопожарного водоснабжения, поэтажные планы здания).
Федеральный Арбитражный суд Северо-Западного округа в своем постановлении по делу № А56-54896/2012 указал:

« ... Отменяя решение суда и отказывая Обществу в удовлетворении исковых требований, апелляционный суд не согласился с выводами суда первой инстанции, указав на неправильное толкование судом Приказа МЧС N 743, носящего организационно-технический характер, целью которого, как указал апелляционный суд, является материально-техническое обеспечение избранной МЧС России технологической схемы передачи извещения о пожаре, которая позволяет, во-первых, максимально сократить время реагирования подразделений пожарной охраны на извещение о пожаре (от момента срабатывания сигнала «пожар» до момента прибытия на объект пожарных), во-вторых, обеспечивает автоматический вызов подразделений пожарной охраны с объектов системы социальной защиты населения без участия персонала объектов и каких-либо посредников, тогда как предметом иска по настоящему делу выступает требование Общества к Отряду осуществлять передачу извещений о пожаре по технологической схеме, самостоятельно определенной Обществом, и использовать при этом оборудование, которое имеет истец.

При этом Общество не является участником процедуры подключения. Такими лицами в соответствии с Порядком являются: объект защиты, заинтересованный в прямой передаче сигнала о пожаре в пожарную часть для максимально оперативного тушения пожара и минимизации ущерба от пожара, Отряд, заинтересованный в максимально оперативном получении извещения о пожаре для скорейшего тушения пожара, сервисный центр, обслуживающий ПАК «Стрелец-мониторинг», в части исполнения обязательств по государственному контракту перед МЧС России…

…предметом иска по настоящему делу выступает требование Общества к Отряду осуществлять передачу извещений о пожаре по технологической схеме, самостоятельно определенной Обществом, и использовать при этом оборудование, которое имеет истец…

…Ни одно из положений Приказа № 743 и Порядка не содержит указания на наличие у Отряда обязанности обеспечить сопряжение оборудования любых производителей с оборудованием ПАК «Стрелец-мониторинг»».

 В Определении от 26.05.2014 № ВАС – 6005/14 по делу №А56-54896/2012 Высший Арбитражный Суд Российской Федерации указал: «Ответчиком, являющимся государственным учреждением, созданным для выполнения задач по обеспечению пожарной безопасности, приему сигналов о пожаре и реагированию на указанные сигналы (МЧС России), в свою очередь, используется Программно-аппаратный комплекс (ПАК) «Стрелец-Мониторинг». …между истцом и ответчиком отсутствует экономический спор или иной спор, вытекающий из гражданских правоотношений, общество не является участником процедуры подключения, а выбор технологической схемы передачи извещений и применение того или иного оборудования не подлежит судебному контролю и относится к компетенции МЧС России».

Приказом МЧС России от 29.01.2016 г.  №35  признан утратившим силу приказ МЧС России №743 от 28.12.2009г., которым программно-аппаратный комплекс «Стрелец-Мониторинг» был принят на снабжение.

Оценка названному приказу № 35 была дана Семнадцатым арбитражным апелляционным судом по делу №А60-42925/2015: «Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что Приказ МЧС России от 28.12.2009 № 743 был отменен Приказом МЧС России от 29.01.2016 N 35 "О признании утратившими силу некоторых приказов МЧС России и организации работы по совершенствованию систем передачи информации о возникновении пожара и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", что является основанием для удовлетворения иска, отклоняется судом апелляционной инстанции в связи со следующим.

В пунктах 2,3,4 Приказа №35 от 29.01.2016 указано: директору Департамента надзорной деятельности и профилактической работы представить в установленном порядке предложения по внесению изменений в законодательство Российской Федерации, регулирующее вопросы пожарной безопасности, в части, касающейся ликвидации технических ограничений по способам дублирования сигналов о возникновении пожара на пульт пожарно-спасательных подразделений и центры управления в кризисных ситуациях территориальных органов МЧС России. Департаменту гражданской защиты совместно с Департаментом развития, федеральным государственным бюджетным учреждением "Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России" (далее - ФГБУ ВНИИ ГОЧС) и федеральным казенным учреждением "Национальный центр управления в кризисных ситуациях МЧС России" подготовить предложения о техническом оснащении средствами приема информации об угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера центров управления в кризисных ситуациях территориальных органов МЧС России и единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований в рамках создания комплексных систем безопасности жизнедеятельности. Начальникам Научно-технического управления, Управления информационных технологий и связи, федерального государственного бюджетного учреждения "Всероссийский ордена "Знак Почета" научно-исследовательский институт противопожарной обороны МЧС России" и ФГБУ ВНИИ ГОЧС разработать до 01.03.2016 технические требования к беспроводной передаче информации о возникновении пожара и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в подразделения пожарной охраны и центры управления в кризисных ситуациях территориальных органов МЧС России.

Вместе с тем, не представлено доказательств, что в соответствии с приказом №35 от 29.01.2016 поступили изменения к техническим требованиям для беспроводной передачи информации о возникновении пожара и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в подразделения пожарной охраны и центры управления в кризисных ситуациях территориальных органов МЧС России, в главное управление МЧС России по Свердловской области. Таким образом, в период принятия обжалуемого решения, а также настоящего постановления, у суда апелляционной инстанции нет доказательств изменения законодательных актов в части требований к программно-аппаратным комплексам. Что также подтверждается письмом Главного управления МЧС России по Свердловской области №454-5-6 от 29.03.2016».

В данном случае также следует учитывать, что вышеприведенные процедуры, предшествующие изданию Приказа МЧС России № 743, определены Федеральным законом «О государственном оборонном заказе» от 27.12.1995 № 213 – ФЗ (в настоящее время - Федеральный закон № 275-ФЗ от 29.12.2012).

Согласно п.1 ч.1 ст.3  Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" (далее - Закон N 275-ФЗ) государственный оборонный заказ - установленные нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации задания на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, а также поставки продукции в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации.

Как указано в п. 7. ч.1 ст. 4 Закона N 275-ФЗ, основой для формирования государственного оборонного заказа являются, в частности,  решения Президента Российской Федерации и решения Правительства Российской Федерации в области обороны и безопасности Российской Федерации.

Статья 5  Закона N 275-ФЗ определяет порядок утверждения государственного оборонного заказа:

1. Правительство Российской Федерации утверждает государственный оборонный заказ и мероприятия по его выполнению в месячный срок после подписания Президентом Российской Федерации федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

2. При утверждении государственного оборонного заказа Правительство Российской Федерации утверждает государственных заказчиков.

Таким образом, из  положений названного закона следует, что  приказ о принятии на снабжение  в системе МЧС России специализированной противопожарной техники не может быть издан в отсутствии решения Правительства Российской Федерации по утверждению государственного оборонного заказа.

Следовательно,  никто  не вправе, включая Министра МЧС России,  давать поручения подведомственным службам разработать  «технические требования к беспроводной передаче информации о возникновении пожара и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в подразделения пожарной охраны и центры управления в кризисных ситуациях территориальных органов МЧС России»; данное решение находится исключительно в компетенции Правительства Российской Федерации при утверждении государственного оборонного заказа.

Соответственно, никакие иные коммерческие системы по  решению МЧС России или его территориальных подразделений не могут быть «приняты на снабжение» или к использованию в отсутствии государственного оборонного заказа. В связи с чем, все рассуждения должностных лиц МЧС России на тему, что  якобы Приказ МЧС России от 29.01.2016 г.  №35 позволяет  разместить приемные пульты  в подразделении пожарной охраны, не должны приниматься во внимание.

Такие решения также принимаются с соблюдением установленного Законом N 275-ФЗ порядка. Давать оценку  целесообразности уже принятых Президентом и Правительством Российской Федерации решений,  в частности, об изменении способов передачи сигнала о пожаре,   иные органы  не уполномочены. 

Совершенно очевидно, что термин «товарный рынок» не может быть применен к  отношениям по спросу на ПАК «Стрелец-Мониторинг», производимый для нужд МЧС России, действующего в интересах Российской Федерации, так как это отношения:

А) индивидуального спроса;
Б) на продукцию, изготавливаемую для одного заказчика по индивидуальному заказу с индивидуальными характеристиками;
В) на продукцию, не предназначенную для свободной реализации иным заказчикам/покупателям;
Г) на продукцию, изготавливаемую в заранее ограниченном количестве.

Индивидуальный спрос со стороны МЧС России в данном случае опосредовал реализацию индивидуального интереса (спроса) одного субъекта гражданского права – Российской Федерации на приобретение конкретной продукции – ПАК «Стрелец-Мониторинг» в государственных целях.

Применительно к данной ситуации, когда  выбор пожарной техники зависит от воли государства как приобретателя оборудования (МЧС России),  права других лиц, желавших сбыть свою технику, не находящую спроса, не могут считаться нарушенными, поскольку государство вправе действовать исключительно в своем интересе и самостоятельно определять то оборудование, которое ему необходимо.

Любые действия по неисполнению  решений высших органов власти необходимо расценивать исключительно как самоуправство и превышение полномочий, т.е. коррупцию.
В качестве подтверждения вышесказанному  приведем Постановление Одиннадцатого апелляционного суда  от 13.03.2015  по делу №А55-20859/2013: «… не всякое оборудование может быть применено в сетях связи, построенных на частотном ресурсе, выделенном Министерством обороны Российской Федерации для МЧС России в целях разработки и использования… ПАК «Стрелец-Мониторинг».

...Все оборудование, применяемое в сети радиосвязи МЧС, должно быть на снабжении и во владении МЧС и работать на выделенных частотах.

Любое оборудование, не находящееся на снабжении и во владении МЧС, применяться на частотах, выделенных для МЧС, не может.

Использование частот, выделенных для МЧС частотными органами МО, любыми другими пользователями не допускается.

Таким образом, система радиосвязи, построенная МЧС на частотах, выделенных МО - это исключительно внутренняя система, никакой из элементов которой не может быть вне владения МЧС и тем более использоваться для предоставления возмездных услуг.

Само оборудование, на котором строится сеть радиосвязи относится к категории «Вооружение и военная техника», имеет соответствующий код и принято на снабжение установленным в МЧС порядком. Любое другое оборудование может быть установлено в этой системе радиосвязи, если оно таким же образом поставлено на снабжение МЧС.

Никаких других способов применения оборудования внешних по отношению к МЧС владельцев и пользователей невозможно. Поэтому оборудование должно соответствовать требованиям, установленным МЧС к ПАК «Стрелец-Мониторинг» (Приказ №743 от 28.12.2009), быть на снабжении в МЧС, быть во владении в подразделении МЧС, иметь присвоенную радиочастоту в диапазоне частот, выделенных Решением от 29.11.2010 № 205/307/1979 первого заместителя Министра обороны Макарова для применения МЧС России и не использоваться для предоставления возмездных услуг.

Подключение к сети МЧС возможно исключительно путем поставки в МЧС оборудования, совместимого с ПАК «Стрелец-Мониторинг» и дальнейшего   его   подключения   и   ввода в эксплуатацию силами МЧС. МЧС не имеет права принимать оборудование во владение, не состоящее на снабжении в МЧС.

МЧС не является субъектом коммерческой деятельности. Ответственность за предотвращение пожаров и, соответственно, за канал радиосвязи от объектовой станции до приемной возложена на МЧС. Поэтому канал радиосвязи от объекта до приемника в пожарной части находится в ведении МЧС. Условием подключения любого элемента в сеть МЧС является постановка его на снабжение в МЧС установленным порядком, работа на частотах, выделенных МО для МЧС, соответствие спецификации ПАК «Стрелец-Мониторинг»».

Кроме того, совершенно очевидно, что путем издания Приказа № 35 МЧС России добивается внедрения схемы по передаче сигнала через коммерческие структуры.

Свою «инициативу» МЧС России  России мотивирует заботой о конкуренции и трудоустройстве незанятого населения (работников мониторинговых организаций).

Невозможно не заметить, что МЧС России,  предлагая включить в технологическую цепочку «социально-значимый объект – пожарная часть» посредников в виде коммерческих структур (пункт 2 Приказа № 35), преследует возложить на них ответственность за обеспечение вызова пожарной охраны.

Общественно-опасные последствия таких «нововведений» со стороны МЧС России слишком  велики, чтобы можно было их игнорировать, что   иллюстрируется на примере пожара в психоневрологическом диспансере в Воронежской области, в результате которого погибло 23 человека, в то время как пожарная часть находилась всего в 700 метрах от диспансера.

Причина задержки выезда пожарных более, чем на 30 минут,  – нарушение требований п.7. ст. 83 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» - сигнал о пожаре не был выведен в пожарную часть, а – только на пульт коммерческой  организации, и диспетчер транслирующей организации начал созваниваться с персоналом диспансера, чтобы выяснить горит или нет. Персонал диспансера, в свою очередь,  не проверив информацию, заявил, что все в порядке, в то время как здание уже было охвачено огнем.

Массовой гибели  людей можно было бы избежать, если бы сигнал поступил напрямую в подразделение пожарной охраны.
Пунктом 2.1 Порядка тушения пожаров подразделениями пожарной охраны, утвержденного приказом МЧС России от 31.01.2011 № 156, установлено, что действия подразделений по тушению пожара и проведению аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров, начинаются с момента получения сообщения о пожаре и считаются законченными по возвращению сил и средств на место постоянного расположения. Действия подразделений по тушению пожара и проведению аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров, включают в себя следующий первоначальный этап: прием и обработка сообщения о пожаре (вызове). Диспетчер гарнизона пожарной охраны обязан осуществлять прием и отработку сообщений о пожаре (вызове) по телефонным линиям связи или другим способом (п.2.7 Порядка организации службы в подразделениях пожарной охраны, утв. приказом МЧС России от 05.04.2011 № 167).

Совершенно очевидно, что государственная функция  в области обеспечения пожарной безопасности перекладывается со  специально созданного для этих целей государственного органа – МЧС России на коммерческие организации, которые в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" не несут и не могут нести ответственности за исполнение государственной функции в области обеспечения пожарной безопасности на территории РФ.

До тех пор, пока на законодательном уровне не принято решение о ликвидации МЧС России или о снятии с МЧС России обязанностей по приему и отработке сигналов о пожаре, никто не вправе по своему решению перекладывать государственную функцию по обеспечению пожарной безопасности с МЧС России на коммерческие структуры,  деятельность  которых, по сути, является мошеннической и способствующей совершению на территории РФ преступлений, в том числе  общеопасного характера (массовая гибель людей на пожаре, террористические акты, диверсии, получение доступа к охраняемой законом конфиденциальной информации и т.п.).

Полагаем, именно по этим причинам законодательные инициативы, предусмотренные п. 2 Приказа МЧС России № 35 были отвергнуты, причем на стадии подачи законопроекта.

Таким образом,  Приказ МЧС России от 29.01.2016 г.  №35  является незаконным и не подлежит исполнению в части признания утратившим силу приказа МЧС России №743 от 28.12.2009г., поскольку, как указано выше и подтверждено судебными постановлениями ПАК «Стрелец-Мониторинг» разрабатывался во «во исполнение требований ч.7 ст.83 Технического регламента» и  «принят на снабжение в системе МЧС России для оснащения подразделений МЧС России».

Как указано в Апелляционном определении Краснодарского краевого суда от 08.08.2017г. по делу № 33-19526/2017 по иску Прокурора Апшеронского района в интересах неопределенного круга лиц  о признании незаконным бездействия Управления образования администрации МО Апшеронский район, выразившегося в необеспечении дублирования систем пожарной сигнализации сигналом о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны в общеобразовательных школах, учреждениях дошкольного образования и учреждениях дополнительного образования детей: «Исходя из смысла положений Федерального закона от 22.07.2008 №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и раздела 9 ГОСТ Р 53325-2012, следует, что важное значение имеет максимальное сокращение времени реагирования подразделений пожарной охраны на извещение о пожаре (от момента срабатывания сигнала «пожар» до момента прибытия на объект пожарных), а также обеспечение автоматического вызова подразделений пожарной охраны с объектов системы социальной сферы без участия персонала объектов и каких-либо посредников. Необходимости в иных, несертифицированных должным образом дополнительных устройствах, транслирующих сигнал о пожаре, в технологической схеме передачи извещений о пожарах, не имеется.

Использование подразделениями МЧС России коммерческих каналов связи GSМ, Интернет и др. для приема/передачи сигналов о пожаре недопустимо, поскольку использование коммерческих каналов связи GSМ. Интернет и др. предполагает введение посредника в схему передачи извещений о пожаре. Прием-передача тревожных сообщений в настоящее время может осуществляться только по одному каналу, выделенному МЧС России.

Использование коммерческих каналов связи GSМ, Интернет и др. предполагает не только введение посредника в схему передачи извещений о пожаре, но и передачу сигнала о пожаре на платной основе.

В тоже время законодательством Российской Федерации предусмотрено, что тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ осуществляются на безвозмездной основе, если иное не установлено законодательством РФ (ст.22 Федерального закона «О пожарной безопасности»).

Пунктом 2.1 Порядка тушения пожаров подразделениями пожарной охраны, утвержденного приказом МЧС России от 31.01.2011 № 156, установлено, что действия подразделений по тушению пожара и проведению аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров, начинаются с момента получения сообщения о пожаре и считаются законченными по возвращению сил и средств па место постоянного расположения.

Статьей 52 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» установлено, что вызов экстренных оперативных служб является бесплатным на всей территории Российской Федерации.

Поскольку обеспечение передачи извещений о пожаре в подразделения пожарной охраны осуществляется по прямому бесплатному радиоканалу, объект защиты не несет финансовых затрат за передачу, прием и отработку извещения о пожаре, поступившего в автоматическом режиме в подразделения пожарной охраны.

Следовательно, использование коммерческих каналов связи GSМ, Интернет и др. для передачи сигнала о пожаре фактически предусматривает для частных структур возможность использовать государственную материальную базу и ресурсы (МЧС России) при приеме-передаче извещений о пожаре от объектов в пожарную часть. Коммерческие организации, заключая договоры с бюджетными организациями - социально-значимыми объектами на техническое обслуживание объектовых станций, получают с объектов соответствующую оплату за использование коммерческих каналов связи, то есть фактически - за передачу сигнала о пожаре. Однако, прием-передача извещений о пожаре является государственной функцией и осуществляется МЧС России для объектов защиты на безвозмездной основе.

На основании пункта 5 Постановления Правительства РФ от 25.05.2005 №328 «Об утверждении Правил оказания услуг подвижной связи», при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера оператор связи вправе временно прекращать или ограничивать абоненту оказание услуг подвижной связи…

На основании изложенного …отсутствие дублирования сигнала о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации приводит к угрозе жизни и здоровья учащихся образовательных учреждений, их родителей и работников образовательных организаций».

Согласно письму МЧС России от 28.05.2013г. № 43-2284: «В соответствии с приказом Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации от 27.09.2007г. № 113 системы связи общего пользования допускают до 5% не соединений. Поэтому создание сетей мониторинга на основе сетей связи общего пользования целесообразно только в районах с низкой плотностью объектов защиты, в которых крайне мала вероятность перегрузки или отключения каналов связи во время ЧС…».

Согласно разъяснениям МЧС России от 17.07.2013г. № 19-16-1423, применение GSM каналов сотовой связи не удовлетворяет п.14.4 Свода правил 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты»».

15.06.2016г., т.е после издания Приказа № 35 от 29.01.2016 г., заместителем Министра МЧС России во все территориальные подразделения МЧС России было направлено письмо №43-3025-33, в котором, во-первых, сообщается, что действие разрешения на использование радиочастотного спектра на РСПИ «Стрелец-Мониторинг» продлено до 2026г., во-вторых указано: «Для выделения радиочастот в целях функционирования оборудования, которое представляет аналог ПАК «Стрелец-Мониторинг», по передаче данных о параметрах возгорания, угрозах и рисках развития крупных пожаров в сложных зданиях и сооружениях с массовым пребыванием людей, в том числе высотных зданиях, на территории субъектов РФ необходимо получение письменного разрешения на основании заявок, направленных в штабы военных округов Министерства обороны Российской Федерации (Западный, Центральный, Южный, Восточный). К заявке должны прилагаться сертификаты на планируемую к использованию систему, свидетельствующие о том, что она сертифицирована в установленном действующим законодательстве порядке. Не сертифицированные системы использовать запрещается.

Одновременно к заявкам должны быть приложены технические данные по установленной форме, а также – частотно-территориальный план.

Произвольное назначение и использование радиочастот запрещено.

Данные о работе РЭС с использованием назначенных радиочастот регистрируются в ФСБ России в установленном порядке.
Радиочастоты в указанных диапазонах должны выделяться строго для указанных целей, использование радиочастот в иных целях строго запрещается».

Таким образом, считаем, что  недобросовестные действия  должностных лиц МЧС России по разрешению  использовать коммерческое оборудование на территории подразделений пожарной охраны,  это – целенаправленные противоправные действия на распространение технических средств пожарной автоматики, не отвечающих требованиям безопасности,  на организацию передачи сигнала о пожаре для социально-значимых объектов с участием посредников, на нецелевое расходование  бюджетных средств.

Что касается обязательств монтажных и обслуживающих организаций   по договорам с объектами защиты, то в данном случае, следует  руководствоваться следующим. 

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 №1225 утверждено Положение о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (далее – Положение № 1225).

Из подпункта "д" пункта 4 Положения № 1225 следует, что к грубым нарушениям лицензионных требований отнесено невыполнение лицензиатом требований, предъявляемых к проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, установленных нормативными правовыми актами и нормативно-техническими документами в соответствии со статьей 20 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности".

В п. 61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390, установлено, что при монтаже, ремонте и обслуживании средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений должны соблюдаться проектные решения, требования нормативных документов по пожарной безопасности и (или) специальных технических условий.

Обязанность по обоснованию применяемого технического решения и  проверке используемого оборудования в зданиях и сооружениях лежит, в том числе, на организациях-лицензиатах, выполняющих на объекте, в частности, монтажные работы в соответствии с выделяемыми бюджетными средствами.

Для этого перед началом строительно-монтажных работ должна быть изготовлена проектно-сметная документация, в которой проектная организация должна обосновать свое проектное решение, в случае необходимости провести определенные экспертизы. Проектная организация несет ответственность за работоспособность и соответствие реализуемого проекта требованиям действующего законодательства.

Подрядная организация, выполнявшая строительно-монтажные работы, являясь лицензиатом, обязана обладать компетенциями, которые позволяют ей выявить ошибки проектной организации, заявить о них в установленном законом порядке и устранить.

Согласно ГОСТ Р 18322-78 «Система технического обслуживания и ремонта техники. Термины и определения», техническое обслуживание и ремонт — комплекс операций или операция по поддержанию работоспособности или исправности изделия при использовании по назначению, ожидании, хранении и транспортировании.

Требования к выполнению технического обслуживания и текущего ремонта систем противопожарной защиты объекта регламентированы ГОСТ Р 5410-2010 «Средства автоматизации и систем управления. Средства и системы обеспечения пожарной безопасности. Техническое обслуживание и текущий ремонт».

В соответствии с  п. 5.1.1. названного ГОСТ Р: «специализированный персонал или специализированный орган должны организовать и проводить работы, связанные с ТО и ТР систем, в строгом соответствии с действующими законами Российской Федерации, техническими регламентами и в соответствии с требованиями, предъявляемыми национальными стандартами, сводами правил и технической (эксплуатационной) документацией на системы и их составные части, а также регламентами на проведение ТО и ТР систем».

Таким образом, основополагающим при оказании услуг по техническому обслуживанию средств автоматической противопожарной защиты является то, что подключаемые к пульту пожарной охраны технические средства объекта защиты должны обеспечивать передачу тревожного сигнала на пульт подразделения пожарной охраны.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение лицензионных требований организация – лицензиат несет административную ответственность по ст. 14.1 КоАП РФ, а также – уголовную ответственность по ст. 238 УК РФ (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности).

Причем, согласно Определению Верховного Суда РФ от 18.08.2017 N 307-АД17-10456 по делу №А56-59710/2016: «Обжалуя указанные судебные акты в Верховный Суд Российской Федерации, общество приводит доводы об отсутствии в его действиях состава вмененного административного правонарушения, поскольку все выявленные нарушения имели место при выполнении проектных и монтажных работ третьим лицом.

Вместе с тем указанные доводы являлись предметом рассмотрения судов и получили надлежащую правовую оценку применительно к установленным фактическим обстоятельствам дела, в том числе относительно наличия у общества обязанности осуществлять техническое обслуживание и ремонт средств обеспечения пожарной безопасности на проверяемом объекте, тогда как звуковые сигналы оповещателей не обеспечивают необходимый уровень звука, дымовые пожарные извещатели не выполняют свои функции по обнаружению опасных факторов пожара и передаче извещения о пожаре. Указанные выводы судов в жалобе не опровергнуты.

Ссылка на допущенные нарушения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ отклонена судами, поскольку поводом к возбуждению дела об административном правонарушении явилось непосредственное обнаружение проверяющими достаточных данных, указывающих на событие правонарушения».

Таким образом, опасность ситуации по продвижению в обход закона коммерческих систем состоит в том, что МЧС России в лице нынешнего руководства не просто продвигает вполне частные, коммерческие интересы, законность которых стоит под вопросом, но и обеспечивает этим возврат тех самых условий, при которых происходила массовая гибель людей  на пожарах.



КОНТАКТЫ
Воронова Нина Владимировна
Кривошонок Виктор Валентинович
© Воронова и партнеры